«Подмосковные вечера с Чайковским» в Клину
17 июня в Клину по программе Губернатора Подмосковья А.Ю.Воробьева открылся Международный фестиваль искусств «Подмосковные вечера с Чайковским». В первый день фестиваля публике представили спектакль-концерт «Роман в письмах» по переписке П.И.Чайковского и Н.Ф. фон Мекк. В нем участвовали народный артист СССР Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр России, народный артист России Евгений Миронов и заслуженная артистка России Ксения Раппопорт.
В основе спектакля – отношения Композитора и его Благодетельницы, которые считаются примером духовного родства, обоюдного преклонения перед талантом творить и сопереживать, поддерживать друг друга. 13 лет заочной дружбы превратились на сцене в 1,5 часа литературно-музыкального спектакля. Его эмоциональной кульминацией стала, конечно же, так и не разгаданная загадка финала их отношений.
Так почему же так трагически и непостижимо прекратился этот роман в письмах?
Мария Брусникина, автор сценария и режиссер:
– Это детектив. Никто точно не знает. Мне кажется, что семья и дети наговорили ей о нем много всего нехорошего. Кто-то там серьезно поработал над их разрывом. Версия много. Но для меня самое потрясающее в этой истории то, что ее разгадки никто не знает.
Заслуженная артистка России Ксения Раппопорт:
– Каждый здесь найдет свой ответ на этот вопрос. Для этого нужно прочесть всю их переписку. На мой взгляд, Надежда Филаретовна, как очень сильная женщина, решила самоликвидироваться из его жизни. Сама. Как только поняла, что перестала быть ему остро необходимой. Она не хотела дать ему увидеть себя слабой.
Надежду Филаретовну фон Мекк считают Гениальным Слушателем Чайковского. «Она поняла и услышала в Чайковском всё, что не услышал в Чайковском никто изо всех его современников, родственников, друзей и даже самых благожелательных критиков», - говорит Полина Вайдман.
После разрыва отношений с фон Мекк Чайковский прожил еще 3 года. В 1893 году его убила не холера, говорит Вайдман, а отсутствие в его жизни такого гениального Слушателя и искреннего Друга, каким была Надежда Филаретовна.