В Москве завершился Рождественский фестиваль духовной музыки
Инициированный пять лет назад митрополитом Волоколамским Иларионом и руководителем Дома музыки Владимиром Спиваковым Рождественский, фестиваль завершался в этот раз на печальной ноте – кульминационный концерт посвятили памяти Елены Образцовой. Выбирая произведения для финального аккорда фестиваля, Спиваков руководствовался тем, что одним из принципов этого уникального музыкального марафона по умолчанию является наведение мостов между культурами, конфессиями и эпохами.
Два масштабных сочинения – кантата «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева и реквием до-минор Луиджи Керубини встретились в программе концерта, который можно было воспринять как попытку поместить публику в единое пространство, располагающее к нравственно-философским размышлениям. Здесь интересен тот факт, что кантата Танеева никогда не была рассчитана на исполнение в храмах, являясь все-таки сочинением светским, но стилизованным в церковно-певческих традициях. На его написание композитора спровоцировала кончина Николая Рубинштейна – Танеев тяжело переживал эту потерю. В качестве литературной основы он взял строки из поэмы А. Толстого «Иоанн Дамаскин», главной же музыкальной темой стал старинный церковный напев «Со святыми упокой» (в православных храмах исполняется во время панихиды). Реквием Керубини, напротив, создавался именно для богослужений, однако после исполнения был запрещен католическими священнослужителями из-за присутствия в хоре женских голосов. Так или иначе, именно эта заупокойная месса стала отправной точкой для композиторов, создававших реквиемы в последующих поколениях и эпохах.
Владимиру Спивакову удалось полновесно и с минимальными потерями передать суть обоих сочинений, подвижнически следуя за художественными стремлениями композиторов в раскрытии музыкально-драматургических замыслов. Дирижер смог найти то гармоничное состояние хора («Мастера хорового пения» под управлением Льва Кантаровича) и Национального филармонического оркестра России, в котором ни один из коллективов не перекрывал другой. «Мастера хорового пения» демонстрировали свое понимание всей сложности полифонического языка Танеева. Фрагменты, исполненные a cappella, звучали лирично и возвышенно. Удивительная по красоте «Аве Мария» Верди из «Четырех духовных пьес» в качестве биса, завершила действо.