В Концертном зале Омской филармонии 1 и 2 июня проходит фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…».
Национальный филармонический оркестр России под управлением маэстро в этот раз пригласил только зрителей: играют без солистов.
Завершится фестиваль сегодня вечером, концертом «Волшебство в музыке» – коллекцией основанных на сказочных сюжетах произведений разных композиторов. А вот в программу первого дня вошли сочинения исключительно Дмитрия Шостаковича. Афишу фестиваля составлял сам Спиваков, и свой выбор маэстро пояснил особым отношением к непростому русскому композитору:
– Только что мы открыли памятник Дмитрию Дмитриевичу в Москве, играли эту же программу. Подумали, что хорошо будет ее привезти в Омск: здесь не часто звучит его симфония № 9, написанная в 1945 году, – рассказал дирижер. – В нашем российском менталитете, если назвать год, сразу высвечивается событие. Сказать, допустим: «Пятая симфония Шостаковича, 1937 год» – все сразу все понимают. А приедешь за границу – зрителям непонятно, 37-й для них ничто. А для нас история. Дмитрий Дмитриевич – композитор-летописец, ему удалось оставить нетленные памятники эпохи. Будет меняться жизнь, будет меняться правительство, а Шостакович останется. Мне хотелось показать его именно с этой стороны: он разный. И юмор у него есть в музыке, и ирония, и боль необыкновенная – за свою страну, за то, что могли обезглавить цвет нации, в том числе его друзей. Да и сам Шостакович мог быть убитым во времена Сталина. У него в дверях стоял приготовленный чемоданчик с бельем, щеткой, зубным порошком… Потому что в любой день мог раздаться стук.
Фамилией Спивакова на афишах омичей не удивишь: маэстро приезжает туда с концертами каждый год. И, являясь почетным президентом конкурса имени своего учителя Ю. И. Янкелевича, уже начал готовиться к 300-летию Омска:
– Что особенного я готовлю для омичей к юбилею города? Конечно, главное – это Международный конкурс скрипачей им. Ю. И. Янкелевича. Мы перенесли его на следующий год специально к этой дате. И я уже ищу инструмент для победителя. В мае был в Нью-Йорке, специально зашел в мастерскую, где есть подходящие инструменты: надо же найти такой, который подойдет и по цене, и по качеству будет очень хорошим, – в грязь лицом Сибирь не может ударить, – улыбнулся Спиваков. – Одну скрипку я заприметил в США, вторую – в Париже. Сейчас важно как можно скорее приобрести, ибо два инструмента мы уже потеряли: хорошие столетние скрипки в ту цену, какую можем себе позволить, долго не лежат.
Также в будущем году маэстро обещает привезти талантливых детей – стипендиатов своего фонда. Десятилетняя Саша Стычкина недавно получила звание лауреата на конкурсе пианистов В. Крайнева.
– А Даня Харитонов, который уже приезжал в Омск, получил в этом же, первом в своей жизни международном конкурсе первую премию. Причем там сидели члены жюри будь здоров, чего стоит один только Джон Лилл, – с гордостью за своих подопечных говорит маэстро. – Мало того: это был честнейший конкурс, пример другим – в том числе и конкурсу Чайковского, будем говорить открыто. Члены жюри в интернет сразу выставляли все оценки, не было никаких разговоров и договоров. Я бы хотел, конечно, чтоб так было всегда.