Три «Пеллеаса» в программе НФОР
20 октября 2016 | Концертный зал имени П.И. Чайковского
Абонемент МГАФ №17
Форе. «Пеллеас и Мелизанда», сюита из музыки к одноименной драме М. Метерлинка, соч. 80
Сибелиус. «Пеллеас и Мелизанда», сюита из музыки к драме М. Метерлинка, соч. 46
Шёнберг. «Пеллеас и Мелизанда», симфоническая поэма
Дирижер – Станислав Кочановский
КУПИТЬ БИЛЕТ
Национальный филармонический оркестр России открывает свой первый в наступившем сезоне персональный филармонический абонемент монотематической программой, вбирающей в себя три различных музыкальных прочтения культовой символистской драмы Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (1892). За дирижерским пультом НФОР выступит Станислав Кочановский – один из наиболее ярких и востребованных молодых дирижеров современной России. Маэстро выступает со многими ведущими отечественными и западными коллективами. «Очевидно, что молодой человек – настоящий феномен, – свидетельствует пресса. – Он потрясающе, уникально современен в своем ощущении музыки и стиля».
Самое известное музыкальное воплощение драмы Метерлинка – одноименная опера Клода Дебюсси. Однако одним из первых к этому произведению обратился Габриэль Форе, написав в 1898 году музыку к постановке драмы в Лондоне. Это одно из наибольших достижений Форе в области симфонической музыки (тем более что в оркестровке ему помогал ученик и коллега Шарль Кёклен). Сюита из музыки к драме обрела долгую концертную жизнь. Ее составили четыре симфонических антракта – Прелюдия, «Мелизанда за прялкой», Сицилиана и «Смерть Мелизанды».
Арнольд Шёнберг в 1903 году сочинил одноименную симфоническую поэму, решенную в русле позднеромантического программного симфонизма. Она прозвучала под управлением автора в венском Мюзикферайне 25 января 1905 года. В отличие от Дебюсси и Форе, Шёнберг радикально переосмыслил эмоциональную атмосферу драмы Метерлинка и создал полнокровную картину человеческих страданий и страстей, сочетая в партитуре черты симфонической поэмы и вагнеровской музыкальной драмы.
Наконец, двумя годами позже Ян Сибелиус создал свою симфоническую сюиту из музыки к спектаклю. Партитура Сибелиуса необычна: автор не стремился воссоздать в музыке атмосферу пьесы Метерлинка и предпочел избежать резких контрастов, драматических взрывов, тревоги и ужаса. Музыка Сибелиуса скорее контрапунктирует происходящим событиям: она выдержана в приглушенных тонах и наполнена тишиной. Самой популярной частью сюиты стала заключительная – «Смерть Мелизанды», которая, подобно «Смерти Изольды» Вагнера, часто исполняется в симфонических программах.