«Я думаю, что людей разделяют не границы, не моря и океаны, а невежество и дурное воспитание, неуважение друг к другу», — уверен маэстро.
Эхо свободы
Юлия Шигарева, «АиФ»: Владимир Теодорович, я видела, как долго вас не отпускает зал после концерта — аплодисменты, цветы, бисы... А как вы потом себя останавливаете, дома? Ведь адреналин-то бурлит в жилах! Владимир Спиваков: Тяжело... Ничего не действует. Я понимаю людей, которые выпивают после концертов. Но поскольку я вообще непьющий... Иногда читаю серьёзные вещи, от которых можно заснуть. (Смеётся.) Философию. Фромма. Юнга. Задумываюсь над словами Юнга о том, что в человеке живёт страх: как сохранить собственную целостность перед силой, которая может принять форму государства, других людей, обстоятельств?Досье
Владимир Спиваков. Дирижёр, скрипач, глава Национального филармонического оркестра России и камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Родился в 1944 г. в Уфе. В 1968 г. закончил Московскую консерваторию. Концертирует с 1965 г. С 1970 г. солист Московской филармонии.
— К вопросу о цельности личности перед натиском государства. В обществе не утихают дискуссии: есть у нас цензура или нет, на что имеет право государство в общении с художниками, а каких границ переходить не должно?
— Главное-то не в цензуре, а в том, что сейчас во всём мире отсутствует терпимость. Когда-то Екатерина II высказала мысль: в управлении такой страной, как Россия, огромной, с различными вероисповеданиями, нетерпимость — это страшная ошибка. Именно это — отсутствие терпимости — мешает людям услышать друг друга. Фразу Пушкина о бунте, бессмысленном и беспощадном, обычно произносят как страшилку. Но забывают о том, что в этих словах дана характеристика толпы, правда же? Бессмысленность свидетельствует о душевном нездоровье. А беспощадность — о потере христианских ценностей в душах. Потому что в христианском гуманизме высшая ценность — это человек.
Я всегда за личность. Толпа случается именно тогда, когда человек теряет своё «я». На мой взгляд, в спорах нынешних речь идёт не о цензуре, а о беззащитности человека. Человек не чувствует себя защищённым!
— Но есть и другой аспект. Да, неприятно, когда тебя ограничивают в попытках донести до мира свою точку зрения. С другой стороны, уверен ли ты, что твоя точка зрения верна? Может быть, вместо того чтобы открыть людям глаза, ты причинишь им боль?
— Это сложный вопрос. Я думаю, что людей разделяют не границы, не моря и океаны, а невежество. И дурное воспитание, неуважение друг к другу. К примеру, ряд вещей я не приемлю. Не понимаю, как можно обижать ту или иную религию. И сам никогда эту грань не перейду.
— Вы говорите — невежество. Но посмотрите, что вокруг происходит: билеты на выставки, абонементы на концерты сметают в первые дни продаж, в залах аншлаги. Почему люди вдруг так к искусству потянулись?
— В искусстве, мне кажется, заложено так много, что каждый человек может найти там эхо своего внутреннего мира, своих мыслей, своих настроений, тревог. Там свобода мысли, логика, инстинкт, воображение, метафизика. Что-то созвучное тому, что подспудно живёт в каждом из нас. Мы же сами себя не можем до конца понять. Возможно, искусство нам помогает этого понимания достичь. А может, человек тянется к настоящему, к живому в противовес тому, что диктует нам телевидение.
Компьютер, Интернет — это колоссальная помощь, движение вперёд, в этом будущее, безусловно. Но при этом человек не перестал ходить в концертные залы, на выставки, не перестал читать книги. Значит, есть что-то очень важное, что утеряно техникой и что может дать только непосредственный обмен энергиями в зале.