Владимир Спиваков. © / Владимир Вяткин / РИА Новости
С чужого голоса
Юлия Шигарева, АиФ: Кража уникальной скрипки, да ещё и в поезде тихой, законопослушной Швейцарии, - событие экстраординарное? Владимир Спиваков: Такое нечасто, но, к сожалению, случается. И порой могут пройти десятилетия, пока украденный инструмент где-нибудь всплывёт. Так, например, однажды произошло в Америке. На украденной скрипке работы Страдивари долгое время играл в ресторане какой-то музыкант. После его кончины вдова покойного решила продать инструмент, принесла скрипку оценщику. Тут-то и выяснилось, что это реликвия. Так Страдивари вернулся к законному владельцу.Павел Верников (я хорошо его знаю, он учился в Одесской консерватории и в Москве у Давида Ойстраха, мы встречались с ним в жюри различных конкурсов) сказал трогательную фразу: «Это всё равно как у меня бы украли ребёнка. Без него я никогда больше не смогу заниматься музыкой». Я это состояние очень хорошо понимаю, и мне искренне жаль Павла.
- Между музыкантом и инструментом действительно такая связь?
- Немузыканты просто не могут себе представить взаимоотношения музыканта со своим инструментом. Бывает, что только скрипке вы можете доверить свои тайные мысли и чувства. Это песня без слов. Моя скрипка (хотя мне лично она не принадлежит - ею владеют другие люди, так же как и скрипка Павла Верникова принадлежит миланскому Фонду «Pro Canale»), если я на ней долго не играю, начинает страдать: она расстраивается, колки разлетаются, она скрипит, шипит.
А эти бесконечные сны: что вы случайно сели на инструмент, что вы забыли его в такси, что вы оставили его под столиком в ресторане, что у вас его украли в пути… Каждый раз просыпаешься в холодном поту.
- Получается, инструмент хранит память о тех, кто на нём играл?
- Больше того вам скажу: как-то в Америке меня пригласил один очень богатый гражданин - мистер Фултон. У него больше 20 уникальных итальянских скрипок. После ужина он предложил мне посмотреть коллекцию. Я поиграл на одной, на другой. Одна мне очень понравилась. Очень!.. Фултон сказал: «Вам нравится? Я готов дать вам её на несколько лет». На что я ответил: «Я не могу её взять, потому что она звучит голосом Исаака Стерна (знаменитый американский скрипач. - Ред.)». Фултон переполошился: «Откуда вы знаете?» Оказывается, между ним и Исааком Стерном была договорённость. Музыкант в тот момент разводился с женой и вынужден был продать драгоценную скрипку, чтобы купить квартиру своей молодой избраннице. Коллекционеру он под страхом смерти запретил говорить, чей это инструмент. А я по звучанию скрипки обо всём догадался, ибо она сохранила голос (звук) бывшего владельца - великого скрипача.