В.Н. Холопова. «Слыхали ль вы…»
Владимир Спиваков интерпретирует «Евгения Онегина»
Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова выпустил под лейблом Spivakov Sоund запись оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».
«Лирика из лирик», – назвал «Евгения Онегина» П. Чайковского академик Б. Асафьев. «Опера из опер» – мог бы сказать любитель этого жанра. Вершиной лирики опера смогла стать еще и потому, что романтический XIX век, когда она была создана, выделился в истории музыки как апогей чувства. В центре таких поисков был и сам П. Чайковский. Об этом говорят, например, известные слова, которые он написал С. Танееву: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Именно такой, как «по велению свыше», и стала данная опера.
В русской литературе как выдающийся выделился и сам роман Пушкина, который поэт начал создавать в возрасте 24 лет (1823, закончил в 1831-м). Это был роман в стихах, редкая структура в мировой литературе. А уж сама форма лирического стиха обладает признанным свойством художественно возвышать. В. Белинский недаром назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Тем более что у всех пушкинских персонажей были прототипы: у Онегина – П. Чаадаев, у Татьяны – подруга Чаадаева, потом А. Керн, у мужа Татьяны – генерал Керн, у Няни – Арина Родионовна, всем известная няня Пушкина.
Спиваков впервые услышал эту оперу в возрасте 12 лет, в Оперной студии Ленинградской консерватории, и впечатление сохранилось у него на всю жизнь.
Исполнительский коллектив, собранный Спиваковым для данной аудиозаписи, – выдающийся и многократно с ним выступавший. Хибла Герзмава (сопрано), обучавшаяся органу, владеет самым разнообразным оперным, романсовым, а также «популярным» репертуаром. Василий Ладюк (баритон) исполняет и каватину Фигаро, и романсы Чайковского, и партию из «Иоланты» – всего выступлений примерно в 30 операх и кантатно-ораториальных произведениях. Дмитрий Корчак (тенор) демонстрировал и Тарантеллу Россини, и партию из «Любовного напитка» Г. Доницетти, и «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, блистал в десятках ролей по всему миру. К своим ролям отлично подошли и остальные певцы: Николай Диденко (бас), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Екатерина Морозова (сопрано), Максим Остроухов (тенор), Валерий Гильманов (бас).
Сразу же напрашивается впечатление об общей, целостной трактовке оперы, осуществленной Спиваковым в представленной записи. С одной стороны, произведение полностью избавлено от того порой дикого произвола, который стал модным у многих современных режиссеров на оперных подмостках. Например, где-то в конце этой оперы Онегину дают в руки пистолет, чтобы он, видимо, застрелился. С другой стороны, исключаются запетые за десятки лет штампы столь известной музыки Чайковского, так что не возникает инерция слушания, «пропускание мимо ушей».
Спиваков интерпретировал «Онегина» с тем собственным внутренним подходом, который принес произведению свежесть, своеобразную, трудноуловимую современность при бережном сохранении без изменений любой ноты партитуры.
Начнем с того, что дирижер наделил молодыми голосами старшее поколение – Няню Филиппьевну и Ларину-мать, помещицу. По временам «энциклопедии» Пушкина, они и не могли быть старыми. Обеим – и П. Шамаевой, и Е. Морозовой – предложено петь сочными, звучными голосами, отчего музыка выигрывает в своей живости. Обновил Спиваков и Князя Гремина, сделав его партию, несмотря на серьезнейший тембр баса (Н. Диденко), подвижной, активной ролью, отвечающей военному статусу.
Интересной фантазией в опере наделяются хоры: Спиваков вспоминает роль хоров в древнегреческой трагедии, где они комментируют происходящее действие. Этой функции сполна соответствует участвующий значительный коллектив – «Мастера хорового пения» под управлением Л. Конторовича, который отбирает для себя самые высокопрофессиональные голоса.
Пора обратиться и к главным героям.
Татьяна Ларина, которую исполняет Хибла Герзмава, обрисована со всех сторон: охваченная чувством, романтичная, томящаяся, смущенная, серьезная, начитанная, искренняя и при этом смелая (сцена письма). Далее – гордая, верная семейному долгу и всё же не скрывающая своей непреходящей прежней любви (заключительная сцена). Исполнить все эти десятки состояний главной героини оперы с несравненной убедительностью удается Х. Герзмаве, великолепно демонстрирующей гениальность музыки Чайковского.
Евгений Онегин – молодой петербургский дворянин. Его роль поручена Василию Ладюку. Самое первое его появление (вместе с Ленским) наглядно очерчено оркестром: учтивость, вежливость, любезность. Этот стиль продолжатся и в арии Онегина, отвечающего на письмо Татьяны. Почтительно-снисходительный тон Онегина-Ладюка – выдающийся образец фальшиво-благородного характера в музыке.
А в каком тоне Спиваков провел дуэт Ленского с Онегиным «Враги!» из II действия (Корчак и Ладюк)? В ровном полифоническом каноне не выказаны никакие проблески надежды, номер выступает как неотвратимое предрешение трагедии.
Но опера и дальше клонится к трагизму. И самый трагически-впечатляющий эпизод в партии Онегина – заключительная сцена. Взволнованность героя на слова «Нет! Поминутно видеть вас, повсюду следовать за вами» передает Ладюком теперь неостановимо правдивое чувство. Однако трагический взмах судьбы обрушивается в последних трех фразах отвергнутого главного героя: «Позор!... Тоска!... О жалкий жребий мой!». Задумка Спивакова здесь в том, чтобы все три реплики звучали по-разному, усиливая напряжение к фатальному концу.
Ленский и Ольга. Ленский – 18-летний поэт, не могущий без Ольги и дня прожить. Ему принадлежит знаменитое ариозо с признаниями в любви. Оно поручено Дмитрию Корчаку, с которым Спиваков много выступал в самых разных программах. Но в этом теноровом соло кроется определенный секрет: повышенная значимость каждой интонации. Оказывается, дирижер снабдил мелодию арии своими ремарками возле слов. Это – характерный прием в работе данного интерпретатора. Например, когда он так же тонко нюансировал текст во «Всенощном бдении» С. Рахманинова, слова вместе с мелодией проникали предельно глубоко.
Свои оттенки внес дирижер и в понимание образа Ольги (Юлия Мазурова). Если невесту Ленского привычно считать «легкой», беспечной барышней, то в данной трактовке она серьезнее. Так, в сцене ссоры, которая произошла на именинах Татьяны, она проявляет даже драматический характер: «Боюсь, чтобы вослед веселью не завершилась ночь дуэлью».
В драматургии оперы примечательна трактовка чисто оркестровых эпизодов. Прежде всего, это сюиты танцев. Они дважды активно врываются в действие соответственно сюжету: во II действии (бал у Лариных – вальс, мазурка) и в III действии (бал в Петербурге – полонез, два экосеза). Чередуясь с тонкими лирическими моментами, не разрушая их, они вносят во все целое взлеты силы и энергии, в чем можно усмотреть уклон в современный мир эмоций. Для большей выразительности оркестровых моментов Спиваков проставил в нотах свою аппликатуру и штрихи.
Но у оркестра имеется и противоположная линия в драматургии этой оперы – она вырисовывает трагическую сторону произведения. Даже в самом начале вступления исходная тема играется дирижером с неторопливой весомостью. Во 2-й картине I действия, еще совершенно далекой от итога оперы, музыка наполняется такими отчаянными вздохами, что можно уже отчетливо ощутить трагическую линию. А каково начало Интродукции во 2-й картине II действия (перед дуэлью)? Оркестр с его зычными медными, траурным ритмом звучит уже похоронно-трагически.
Наконец, последняя страница произведения. После окончательно обреченных трех фраз отвергнутого влюбленного один лишь оркестр на звучности fff разражается бурным потоком периодичных ритмов своих аккордов – словно изничтожает судьбу главного героя, Евгения Онегина. Так музыка Чайковского, полная во многом пленительной лиричности, благодаря трагической линии в интерпретации становится оперой-драмой: Чайковский нашел в ней «интимную, но сильную драму».
На фоне частых нынешних искажений оперных оригиналов всё исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин», сделанное Владимиром Спиваковым и группой его единомышленников, предстает как «расчистка иконы», выполненная современным мастером. Смысл этой работы прекрасно передают строки самого Пушкина из стихотворения «Возрождение»:
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
--------------------------------------------
П.И. Чайковский. «Евгений Онегин», лирические сцены
Либретто композитора совместно с К. Шиловским
Исполнители:
Национальный филармонический оркестр России
Академический большой хор «Мастера хорового пения»
Солисты: Х. Герзмава, Д. Корчак, В. Ладюк, Ю. Мазурова, Н. Диденко, П. Шамаева, Е. Морозова, М. Остроухов, В. Гильманов
Дирижер – Владимир Спиваков
Запись 2016 г. Spivakov Saund