Более выразительно русскую душу вряд ли можно представить. Со Вторым фортепианным концертом Рахманинова и Пятой симфонией Чайковского в Кёльнской филармонии Национальный филармонический оркестр России был эмоционален и полнозвучен.
Мощный фон, выстроенный маэстро Владимиром Спиваковым, оказался несколько велик для фортепианного искусства Николая Токарева. Москвич по рождению, но сформировавшийся в Дюссельдорфе пианист не относится к людям широких жестов. Его игра отличается уравновешенностью, технической четкостью и ритмической строгостью. Возможно, оркестровое звучание слегка запугало его и ограничило свободу выражения в заданных рамках. Лучше он справился с медленной второй частью, с ее раздумчивой скромной поэтичностью. Самим собой стал Токарев в «бисе» из «Времен года» Чайковского, сыгранном с чувством юмора и ощущением атмосферы.
В Пятой симфонии Чайковского оркестр, созданный Владимиром Спиваковым в 2003 году, представил замечательно элегантное, свободное прочтение с использованием всех красок и оттенков, чему способствовало юношески легкое управление 74-летнего дирижера. Никакой массивности или тяжеловесности. Даже если Спиваков и выходил за пределы образа, это всегда делалось с гибкостью, позволяющей быстро вернуться обратно. Это не был новаторский или неслыханный Чайковский, но на редкость убедительная интерпретация, которая покорила нас всех.
«Бисы», включавшие Интермеццо Шостаковича из «Катерины Измайловой», «Грустный вальс» Сибелиуса и Вальс Хачатуряна из «Маскарада», привели весь зал в полный восторг.
Штефан Рюттер, Kölner Stadt-Anzeiger | 3.11.2018
Фото Сергея Гращенкова