Реквиемы Моцарта и Сен-Санса завершили в Кафедральном соборе Вердена нынешний Саарский музыкальный фестиваль.
Несомненной высшей точкой Саарского фестиваля 2018 года стал воскресный концерт, посвященный столетию подписания мира в 1918 году — завершению Первой мировой войны. Кафедральный собор Нотр-Дам-де-Верден явился достойным местом для проведения "Концерта мира" в память о погибших. В полностью заполненном любителями музыки нефе присутствовали также политические деятели обеих стран и представители духовенства.
Отношения между Францией и Германией обусловили и выбор программы. С немецкой стороны прозвучал Реквием KV 626 Вольфганга Амадея Моцарта, с французской стороны — Реквием, соч. 54, Камиля Сен-Санса. Для исполнения этих двух произведений были стянуты значительные музыкальные силы — хористы из разных музыкальных учреждений Саарбрюккена и Национальный филармонический оркестр России со своим главным дирижером Владимиром Спиваковым в качестве общего руководителя этого события. Немецко-французский телеконцерн ARTE организовал прямую трансляцию концерта, так что под светом прожекторов весь церковный свод был погружен в мистическую ауру.
Хотя теперь Реквием Моцарта принято исполнять небольшим «аутентичным» составом, большой хор и симфонический оркестр придали произведению бόльшую весомость и выразительность, особенно в наиболее драматичных частях. Спиваков уверенной рукой управлял всей массой исполнителей, хотя хористы иногда не совсем точно реагировали на его быстрые темпы в хоровых фугах (может, из-за большого расстояния), но он неизменно вел свою линию. Квартет солистов был очень органичен — гибкое сопрано Софии Фоминой, округлое меццо Анке Фондунг, несколько героический тенор Иэна Стори и крепкий бас Вольфганга Шёне. Их задачи усложнились в Реквиеме Сен-Санса, где наибольшая часть пения в Ординарии ведется в григорианском стиле.
Композитор сочетает собственный выразительный язык с историческими находками церковного музыкального возрождения. Так он не избегает звуковых эффектов: вся партия органа (Бернард Леонарди) и особенно в Tuba Mirum, переливы арфы в Benedictus, тембр двух английских рожков, мрачное гудение органа. Оркестр играл свои партии с соответствующим разнообразием и поддерживал хор в нужном настроении вплоть до раздумчивого выдоха в Amen. В отличие от реакции на Моцарта, публика пребывала некоторое время в почтительном молчании, прежде чем взорваться бурными аплодисментами, которые полностью заслужил этот вдохновенный концерт.
Хельмут Факлер, Saarbrücker Zeitung. 12.11.2018
Фото Сергея Гращенкова