В честь столетия со дня рождения Александра Солженицына в Международном Доме музыки состоялся концерт-посвящение писателю. В вечере приняли участие Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова и Академический большой хор «Мастера хорового пения». На фортепиано солировал сын писателя Игнат Солженицын.
Юбилей Александра Солженицына отмечается на государственном уровне, причем не только в литературных кругах. Обладатель Нобелевской премии трепетно относился к музыке, особенно любил Бетховена. В программе этого концерта только те произведения, которые так или иначе связаны с именем писателя. Открыла вечер «Молитва о России», сочинение Юрия Фалика на стихи Солженицына.
«Исполнять это не просто, но это очень впечатляет и завораживает. Потому что текст, конечно, феноменальный. Такая искренняя молитва о нашей родине, и написана очень интересно музыка», - отмечает художественный руководитель и главный дирижёр академического хора «Мастера хорового пения» Лев Конторович.
«Молитву» Солженицын написал в 1963 году. Она вошла в первый цикл миниатюр под названием «Крохотки». А вот мелодия к ней появилась в 2009, уже после смерти писателя. Его память в Доме музыки чтят родные в зале и на сцене. Второй концерт Бетховена звучит в исполнении сына Александра Солженицына Игната.
«Когда я впервые выступал с оркестром, мне было лет 10 или 11, я играл как раз Второй концерт Бетховена. Папа тогда сидел в зале. Все первые концерты. Мне кажется, он слушал с удовольствием», - делится Игнат Солженицын.
Весь вечер на сцене маэстро Спиваков. Этот концерт - его идея. Как и закончить вечер Пятой симфонией Шостаковича.
«И Шостакович, и Солженицын были мечтателями. Потому что надеялись, что слово дойдет до людей, и они станут другими. Когда-нибудь. может быть, так и будет», - вспоминает художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков.
Писатель и композитор познакомились в 63-м, когда книги Солженицына ещё ходили в самиздате. За них давали срок. Шостакович не просто читал – мечтал написать оперу «Матренин двор». Сохранилось несколько писем, где оба откровенно рассказывали о запретах, гонениях. Когда мир рушился, быть свободным означало - быть гонимым.