Столичная премьера крупнейшего сочинения Карла Дженкинса прошла в Доме музыки
Владимир Спиваков, Анна Аглатова и юный певец Егор Парфенюк принимают поздравления публики. Фото автора
В минувшее воскресенье в Московском международном доме музыки завершился традиционный, IX Московский Рождественский фестиваль духовной музыки под руководством маэстро Владимира Спивакова и митрополита Волоколамского Илариона. Знаменитые отечественные и зарубежные коллективы представили образцы европейской духовной музыки разных веков и стилей, от традиционных напевов до авангардных композиций, а в концерте закрытия впервые в столице прозвучал Реквием одного из самых известных композиторов наших дней – британца Карла Дженкинса.
Крупный музыкальный праздник, приуроченный к празднованию Рождества Христова, ежегодно знакомит гостей Дома музыки с богатейшей культурой различных христианских конфессий. Как считает Владимир Спиваков, «музыка – это часть необходимой для человека истины, которая когда-то была большой и абсолютной, но упала на землю и разбилась на мелкие осколки... Теперь мы собираем эти осколки, поэтому идея нашего Рождественского фестиваля – обращение к музыке как обращение человека к его истокам».
На концертах форума по традиции выступили прославленные церковные коллективы – хор Московского Сретенского монастыря и Праздничный хор Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, британский ансамбль The King’s Singers, отметивший в 2018 году полувековой юбилей. Спел оригинальную программу один из известнейших детских коллективов Европы – Норвежский королевский хор мальчиков при Кафедральном соборе Тронхейма. Особо памятным моментом стало исполнение духовных сочинений знаменитого эстонского композитора Арво Пярта и митрополита Волоколамского Илариона Московским Синодальным хором (руководитель – Алексей Пузаков) и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (руководитель – Владимир Спиваков), а за дирижерский пульт в этот вечер встал сам митрополит Иларион – профессиональный композитор и дирижер.
Для концерта закрытия устроители приберегли московскую премьеру Реквиема Карла Дженкинса. Этот автор из Уэльса, которому на днях исполнится 75 лет, относится к самым исполняемым в мире. Получив параллельно классическое и джазовое музыкальное образование, он прославился экспериментами в области слияния академических форм и популярных мотивов, классики и этники. Одной из ведущих идей его творчества стало миротворчество, любовь к человечеству как целому. «Я считаю, можно создавать универсальную музыку, которая приятна на слух благодаря своим земным корням и бессмертна – считает композитор. – С ее помощью, я уверен, люди станут более сплоченными и дружелюбными».
Реквием написан в 2005 году в память об отце Карла. В этом сочинение традиционные части католического текста дополнены молитвами Pie Jesu и In Paradisum, а также традиционными японскими стихотворениями в жанре хайку о жизни и смерти. Соответственно необычен и исполнительский состав: кроме солистов-певцов, хора и европейского оркестра, в него включены японская флейта сякухати, дарбука, тайко (малый и большой барабаны) и другие этнические инструменты.
Музыка Реквиема воспринимается чрезвычайно легко. Чем-то она напомнила Реквием Эндрю Ллойда-Уэббера, но у Дженкинса есть свой секрет создания ясных и красивых гармоний, одинаково внятных слуху и искушенного ценителя классики, и человека, возможно, впервые пришедшего в академический концертный зал. Драматичные переживания выплеснуты автором преимущественно в первых частях произведения – таких как Dies Irae (День гнева), Rex tremendae (Царь великий грозный). Однако уже в Confutatis (Сокрушив отверженных) автор обращается к своей любимой интонации – ласковой мелодии, исполняемой здесь тенором. Часто возникает ритм 3/2, характерный для траурно-торжественных шествий старины.
Особенной проникновенности музыка достигает в части Pie Jesu (Иисус милостивый), представляющей собой дуэт сопрано (Анна Аглатова) и мальчишеского дисканта (Егор Парфенюк). Разумеется, все эти моменты тонкой звуковой прозрачности оттеняются мощным многокрасочным хором, из которого выделено трио солисток, исполняющих японские тексты, и чрезвычайно экспрессивным оркестром – а соединяет эти громадные исполнительские силы в стройную, полную доброго тепла партитуру дирижерская воля маэстро Спивакова.
Возможно, сочинению несколько не хватило разнообразия. Особенно если сравнить его с великими историческими Реквиемами – моцартовским, вердиевским, где на протяжении громадного партитурного времени перед слушателем разворачивается полная полярных контрастов эмоциональная палитра. Здесь, как показалось, композитор слишком надолго «застыл» в состоянии сладкой благости, будто он пишет не для людей земного мира, а для бесплотных слушателей уютного рая, где к вечерней молитве подают чашку розового чая с клубничным безе. Незря на просьбу бисировать Владимир Спиваков ответил повторением едва ли не единственной в этом сочинении тревожной музыки из Dies Irae.