Мечтания и страсти Мишеля Плассона

В Светлановском зале Московского международного Дома музыки с единственным концертом выступил легендарный французский дирижер Мишель Плассон.

Патриарх французской дирижерской школы Мишель Плассон снова в России! Несмотря на столь преклонный возраст, маэстро за пультом полон энергии и сил, его темперамент и любовь к музыке просто восхищают!

Рожденный в музыкальной семье, Мишель Плассон еще с ранних лет испытывал тягу к музыке. Взлёт его дирижерской карьеры пришёлся на 1962-й год, когда он выиграл в Безансоне международный конкурс молодых дирижёров. В дальнейшем по рекомендации Шарля Мюнша Плассон эмигрировал в США, где стажировался дирижированию у Эриха Ляйнсдорфа, Леопольда Стоковского и Пьера Монтё.

Мишель Плассон – наследник великих дирижерских традиций. В конце 1960-х годов он основал Национальный оркестр Капитолия Тулузы, с которым объездил практически весь земной шар и записал несметное количество дисков, многие из которых получили заслуженные музыкальные премии. Плассон часто появлялся за пультом таких именитых музыкальных коллективов, как Дрезденский, Берлинский и Лондонский филармонические оркестры. Весной 2010 года он возглавил Национальный симфонический оркестр Китая.

В нашей стране Мишель Плассон тоже желанный гость. Он сотрудничал со многими известными оркестрами Москвы и Санкт-Петербурга. Русская культура всегда привлекала внимание Мишеля Плассона, он очень душевный и общительный человек.

Дебют Мишеля Плассона с Национальным филармоническим оркестром России состоялся во Франции летом 2006 года в рамках международного музыкального фестиваля Владимира Спивакова в Кольмаре. С тех пор узы их совместной творческой дружбы не прерывались. В 2017 году Владимир Спиваков посвятил свой очередной фестиваль в Кольмаре Мишелю Плассону. Национальный филармонический оркестр под его управлением играл сочинения Мориса Равеля и Анри Дютийё.

«Никакая похвала не окажется излишней, если мы взглянем на каталоги записей Плассона, на список опер и симфонических концертов, которыми он продирижировал за 50 лет своей неутомимой деятельности», – говорит Владимир Спиваков.

«Французский музыкант обязательно должен выступать защитником французского репертуара, – полагает маэстро Плассон. – Познакомить публику с сочинениями национальных композиторов – это огромное счастье, но и долг рожденного в конкретной стране».

Осенью прошлого года Мишель Плассон отметил свой 85-летний юбилей. Маэстро полон творческих планов и идей. Программу московского выступления дирижера украсила музыка французских авторов – Мориса Равеля и Гектора Берлиоза, без творчества которых он не мыслит практически ни одно из своих выступлений: «Французская музыка тембровая и разноцветная, она подобна хрупким цветам и нуждается в особом исполнителе».

Выступление с Национальным филармоническим оркестром России открыла музыка Мориса Равеля. Вначале прозвучала сюита из балета «Сон Флорины, или Моя матушка-гусыня». Изысканная звукопись волшебной партитуры поражает спектром нюансов, музыкальных красок и импрессионистского колорита. Оркестр звучал как единый музыкальный организм, четко повинуясь аристократическим жестам Мишеля Плассона. Продолживший вечер Первый фортепианный концерт соль мажор порадовал не менее роскошным саундом и интеллектуальной манерой игры Филиппа Копачевского. Молодой талантливый пианист необычайно рад такому сценическому альянсу. Играть с Мишелем Плассоном, знающим секреты музыки Равеля, восхитительно! Это чувствовалось в исполнении, увлекшим слушателей буквально с первых же тактов сочинения.

Под занавес программы прозвучала знаменитая «Фантастическая» симфония до мажор («Эпизод из жизни артиста»), соч.14 Гектора Берлиоза. Мишель Плассон поразил глубочайшим проникновением в музыку композитора. Каждая из частей первой в истории европейской музыки программной симфонии поразила многогранностью образов, контрастной драматургией и пестрой звуковой гаммой. Плассон словно изнутри слышит музыку Берлиоза и предлагает слушателям ее новое оригинальное прочтение. Для Национального филармонического оркестра России опыт сотрудничества с таким мастером поистине бесценен!

Публика Светлановского зала устроила шумную овацию французскому маэстро, никак не желая его отпускать со сцены. Впрочем, по неспешной походке и сияющим глазам было понятно, что завершать свой московский концерт Мишель Плассон не собирается. В награду последовал щедрый французский бис – пасторальное Адажиетто из музыки Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде “Арлезианка”.

Виктор Александров, "Музыкальные сезоны". 09.05.2019

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *