Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр
— Самый главный инструмент художника, говорил великий абстракционист Марк Ротко, это вера в свою способность творить чудеса. В свою очередь, Оскар Уайльд считал, что «критика требует куда больше культуры, чем творчество».
— Я посещал знаменитую Часовню Ротко в Хьюстоне. Это удивительное творение; оно — последний аккорд его жизни. Часовня носит экуменический характер. Создавая ее, Ротко хотел, чтобы любой человек, независимо от религии, смог прийти в это место, соприкоснуться с самим собой и с вечностью… Так вот, он считал, что критика искусства — это «бракосочетание интеллектов». Но я бы добавил, что часто это «неравный брак»! Художник проводит часы, дни, месяцы и годы, работая над своим произведением. Раздумывает, улучшает, исправляет, вникает, погружаясь, как в батискафе, в эту глубину. А критик, придя, например, на концерт, может многолетний труд уничтожить за полчаса работы над своей статьей.
— В последнее время профессиональное сообщество борется за сохранение музыкального образования в России. Как вам кажется, должны ли мы здесь ориентироваться на Запад?
— Вы, наверное, заметили, что многие телевизионные программы — калька с западных аналогов, но это не лучшие образцы. То же и в музыкальном образовании. А вот, например, перенять сделанное в Швейцарии бы стоило: 12 сентября 2012 года (это как-то удивительно совпало с моим днем рождения) был принят закон, по которому все дети в стране должны получать музыкальное образование. Я, как и многие другие русские музыканты, хочу, чтобы у нас было именно так!
Когда-то давно (это был период окончания Афганской войны) я давал концерт в Зале Чайковского. Разыгрываюсь в артистической. Вдруг вижу, на крыше, перед окном, стоят три молодых человека. Открыл окно, спросил, что им нужно. А они отвечают: «Мы — воины-афганцы, хотели попасть на концерт «Виртуозов Москвы», да билетов нет и денег особо тоже…». «Хорошо, — отвечаю, — проведу вас, только после концерта обязательно зайдите ко мне». И вот после выступления спрашиваю: «Ну как, понравилось?». А они: «На нас так подействовала ваша музыка! Мы подумали, что больше бы не смогли убивать…».
Оперный певец Юсиф Эйвазов и Владимир Спиваков. Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина
— Недавно вы закончили озвучивать книгу далай-ламы «Этика XXI века». Как возникла идея такого проекта?
– Далай-лама сам обратился ко мне с этой просьбой. Он прислал своего помощника, который приехал из Индии.
— Вы знакомы с далай-ламой?
— Мы встречались с ним всего один раз. Это было случайно, летели в одном самолете из Германии: в отличие от многих других известных деятелей далай-лама путешествует, как обычные люди.
Мне понравилась его книга, она написана очень простым языком. Шарль де Голль говорил, что Нагорная проповедь Иисуса Христа понятна всем и каждому именно потому, что писалась без экспертов, консультантов и советников: важные мысли, облеченные в ясную форму. В текстах далай-ламы, к примеру, сказано: вещи созданы для того, чтобы ими пользовались, а люди — чтобы их любили. Хаос в мире — из-за того, что всё происходит наоборот.
Екатерина Великая более 250 лет назад своим указом заложила основы укрепления позиций буддизма в России. В 2014 году, в память об этом событии, мы выступали с Национальным филармоническим оркестром в Улан-Удэ. Тогда я подарил в главный дацан города образ Будды.
— Отцу всегда особенно приятно говорить о своих дочерях. Расскажете об их воспитании?
— Я — отец-заочник, воспитанием детей занимался мало: выступал, гастролировал в разных странах. Тем не менее дочери видели пример того, как я честно работаю. Думаю, что именно это стало самым сильным воспитательным моментом. Мои дети — прекрасные люди, милосердные и добрые. А самое главное, все четыре дочери очень дружат!
Татьяна Эсаулова, "Известия". 12.09.2019