В Московском международном Доме музыки 28 сентября прошёл юбилейный концерт Владимира Спивакова – выдающегося музыканта и дирижёра, художественного руководителя и главного дирижёра Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Юбилейный вечер назвали «Автопортрет».
Зеркало в зеркале
Гостей Светлановского зала встречали шампанским. Среди узнаваемых лиц были замечены: генеральный директор Большого театра Владимир Урин, владыка Иларион, Ирина Антонова, Дмитрий Маликов, певица Валерия и Иосиф Пригожин и др.По задумкережиссёров концерта Кирилла Серебренникова и Марины Брусникиной маэстро Спиваков предстал в трёх ипостасях: музыкант, дирижёр и рассказчик.
Праздничный вечер юбиляр начал с истории о зеркалах. Однажды молодой маэстро заболел. Это случилось в Голландии – в Амстердаме. Его забрали в больницу, потом – в раковый корпус. У Владимира была очень высокая температура, его чем-то кололи. Он практически не спал, потому что слышал мучения тех людей, которые находились рядом. Медицинская сестра однажды подошла к музыканту и сказала по-немецки: «Я принесла вам зеркало. Посмотрите, вы себя узнаёте?» Владимир посмотрел, и ему сразу подумалось, что это не он, а кто-то другой так страдает. Лицо было распухшее, у него была страшная аллергическая реакция. Конечно, молодого человека одолели грустные мысли…
Но вскоре он поправился и приехал в Эстонию – в Таллин. Там на одном из концертов к Спивакову подошёл молодой человек, композитор Арво Пярт. «Я написал для вас сочинение, которое называется «Зеркало в зеркале», – сказал он. Спиваков открыл ноты, где было написано по-немецки – «Зеркало в зеркале. Посвящается Владимиру Спивакову». Так замкнулся зеркальный круг. Маэстро тогда подумал, что случайного в жизни ничего не бывает…
Владимир Спиваков и Алексей Гориболь (фортепиано) сыграли эту нежную пьесу «Зеркало в зеркале» для пришедших в этот вечер в Светлановский зал.
Две скрипки
Следующую историю Владимир Спиваков рассказал о двух своих скрипках. В 1944 году в одной из фронтовых бригад артистов находился отец Александра Ширвиндта.Он играл на скрипке. Тогда заботились о том, чтобы солдаты видели не только смерть, но и жизнь, красоту. Эти фронтовые бригады разъезжались по разным местам. И вот перед выступлением в Ставке маршала Конева в подводу с инструментами попал снаряд. Было уничтожено всё. Но мы тогда наступали и брали трофеи. И было строго приказано – достать артисту скрипку. Принесли две, отец Ширвиндта выбрал одну из них. Впоследствии выяснилось, что это была скрипка венецианского мастера Франческо Гобетти. После того как война закончилась, отец подарил эту скрипку своему другу, учителю Спивакова Юрию Янкелевичу. И, после того как Юрий Исаевич ушёл из жизни, скрипка Гобетти досталась Владимиру. Он на ней играл много лет. До тех пор пока друзья не купили скрипку Страдивари 1712 года. Золотого периода, красавицу-скрипку! Она у Спивакова будет до той поры, пока он сможет играть. А мы все надеемся, что играть на двух своих уникальных скрипках он будет ещё долго…
Миронов и Раппопорт
После зазвучали стихи Иосифа Бродского. Вышел Национальный филармонический оркестр. Началась музыкально-литературная композиция «Признание в любви: из переписки П.И. Чайковского и баронессы Н. фон Мекк» в исполнении блистательных артистов Ксении Раппопорт и Евгения Миронова. Эта тринадцатилетняя переписка полна нежности и строгости, печали и юмора, бытовых мелочей и высоких мыслей об искусстве и своём предназначении. Интересно, что Чайковский и фон Мекк практически не виделись, всё их общение состояло из регулярных писем друг другу. Зал был заворожён этим мини-спектаклем знаменитых актёров. А в паузах мизансцен слушали великую музыку Петра Ильича Чайковского: из симфонии №4, увертюру-фантазию к «Ромео и Джульетте», «Вечернюю молитву», волшебное «Адажио» из балета «Щелкунчик». А Евгений Миронов даже недолго подирижировал в начале «Венгерского танца». После окончания этой великолепной композиции зал долго рукоплескал и актёрам, и маэстро Спивакову, и конечно, музыкантам Национального филармонического оркестра России.
Финал
Во втором отделении юбилейного концерта прозвучала «Тихая молитва» Гии Канчели с великолепным солистом Петром Гладышем (виолончель). Танго из кантаты Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста», солистка Ива Биттова (Чехия), вместе с Академическим Большим хором «Мастера хорового пения». А также прозвучала «Поэма экстаза» Александра Скрябина.
В общем, народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Теодорович Спиваков устроил для своих друзей превосходное действо, представив все грани своего таланта выдающегося музыканта, прекрасного дирижёра и мудрого педагога.
№ 38(682) от 02.10.19 [«Аргументы Недели », Александр МАЛЮГИН ]