Новый сезон в Московском международном Доме музыки открылся двумя концертами Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова с участием пианистов Дениса Мацуева и Ивана Бессонова. Как и во всех концертных залах мира, в Светлановском зале Дома музыки - шахматная рассадка публики, между креслами красноречивый постер: "Просим не занимать место! Между нами - музыка!"
Программа, как всегда у Спивакова, тщательно продумана. Сначала симфоническая картина "Из Апокалипсиса" Анатолия Лядова. Затем Второй концерт Сергея Рахманинова, в котором солировал Денис Мацуев. Во втором отделении - Четвертая симфония Чайковского. А во второй программе звучали сочинения Дмитрия Шостаковича - как раз в 114-й день рождения композитора. Маэстро Спиваков поделился с "РГ" своими ожиданиями от нового сезона в Доме музыки.
Что в планах на предстоящий сезон для вас особенно важно?
Владимир Спиваков: Мы отпразднуем 250-летие Бетховена его великим творением - Торжественной мессой. Отметим 140-летие Белы Бартока. Планируем провести Конкурс пианистов Владимира Крайнева - возможно, онлайн. Многие талантливые дети со всего мира уже прошли отбор - очень важно, чтобы этот конкурс состоялся. Надеюсь, никакие политические и вирусные пертурбации не создадут нам препятствий и все флаги в гости будут к нам.
Трудно было оркестру достичь хорошей формы после карантина?
Владимир Спиваков: Наш коллектив своим честным отношением очень тронул меня. Во время пандемии все музыканты много занимались, сдавали партии концертмейстерам по зуму и скайпу, просто играли друг для друга. Важно, что никто не опускал руки. Поэтому коллектив пришел на репетиции к открытию в блестящей форме.
Концерт в день рождения Дмитрия Шостаковича, 25 сентября, для вас - не случайное совпадение?
Владимир Спиваков: Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу я поклонялся всю жизнь. Когда на Конкурсе Чайковского я играл его сонату, он потом подошел ко мне и сказал, что это лучшее исполнение. Вместе с пианистом Борисом Бехтеревым мы переложили его "Афоризмы", считавшиеся "формалистической музыкой", для инструментального состава, и сочинение обрело новую жизнь. На открытии нашего нового сезона мы исполнили Девятую симфонию Шостаковича и его Фортепианный концерт с солирующей трубой, который играли Иван Бессонов и наш солист Александр Бахарев. Мы также представили Джаз-сюиту для променадного оркестра со знаменитым вальсом, который Стэнли Кубрик ввел в свой фильм "С широко закрытыми глазами".
Почему вы решили открыть сезон "апокалиптической темой"?
Владимир Спиваков: Эта тема сложилась сама собой. Произведение Александра Лядова "Из Апокалипсиса" - музыкальный раритет. Четыре всадника Апокалипсиса - персонажи из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, которых именуют Чума, Война, Голод и Смерть, - это символ, который в истории искусства имеет разные интерпретации. Картина Апокалипсиса, которую изобразил Лядов, - это бесконечная борьба темных сил со светом, с его несказанной красотой. Последние удары литавр композитор соотносит со словами Священного Писания: "Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". Эту фразу можно толковать так: Господь всегда с нами.
Апокалиптическая линия проходит и через творчество Рахманинова. Композитор пережил личный апокалипсис: после кошмарного исполнения своей Первой симфонии он чуть не покончил жизнь самоубийством. А Петр Ильич Чайковский писал, что его Четвертая симфония есть подражание основной идее Пятой бетховенской. Это его фатум, его судьба. Чайковский включил в финал русскую народную песню "Во поле березонька стояла" - русский человек никогда не согнется! Так что тема - и вечная, и созвучная времени.
Татьяна Эсаулова, "Российская газета" - 27.09.2020