8 декабря 2020 | Светлановский зал Дома музыки
Абонемент «Маэстро Владимир Спиваков и НФОР»
Солисты: Анна Аглатова, сопрано
Тимофей Владимиров, фортепиано
Дирижер – Владимир Спиваков
Моцарт. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, KV 466
Малер. Симфония № 4 соль мажор
Владимир Спиваков и НФОР продолжают собственный абонемент в Доме музыки концертом из произведений великих австрийских композиторов – Моцарта и Малера. В программе также примут участие победитель II Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева Тимофей Владимиров и ведущая солистка Большого театра России Анна Аглатова.
Вечер откроет первый из двух минорных фортепианных концертов Моцарта – №20, KV 466, написанный композитором в 1785 году в расчете на собственное исполнение в знаменитых венских академиях – больших музыкальных вечерах, посвященных одному автору. Подобно другим ре-минорным произведениям Моцарта (в «тональности смерти» написан знаменитый Реквием, в ней начинается и завершается опера «Дон Жуан» и т.д.), 20-й клавирный концерт принадлежит к самым драматическим страницам его творчества. Этот концерт очень ценил Бетховен, написавший к нему собственную каденцию (авторская каденция не сохранилась, на премьере автор, как и полагалось, импровизировал).
Центральное место в программе отведено Четвертой симфонии Густава Малера, «последнего из могикан» австро-немецкого романтического симфонизма. Это произведение с оригинальной концепцией и философским финалом на основе детской песенки «Мы вкушаем небесные радости» из собрания немецких народных песен и баллад «Волшебный рог мальчика». Музыку Малера Владимир Спиваков ввел в постоянный репертуар НФОР с самых первых сезонов, считая ее мерилом исполнительского мастерства и для дирижера, и для каждого оркестрового коллектива. «В симфониях Малера ключом к их раскрытию, помимо романтической лирики, стали многочисленные бытовые жанры, – пишет профессор Валентина Холопова. – Спиваковские трактовки неожиданно сделали эту музыку хорошо доступной для восприятия, при строжайшем следовании «букве» сложнейших партитур… Спиваков добавил и истинно венского шарма, и настоящей романной любви… он так ярко раскрыл там, помимо философских концепций, любовные откровения композитора, словно всегда носил их в себе».