20 мая 2022 | Светлановский зал Дома музыки
Абонемент «Два века русской классики»
«История любви»
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Прокофьев. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта»
Артемьев. Музыка из кинофильма «Сибирский цирюльник»
Национальный филармонический оркестр России 20 мая даст последний в нынешнем сезоне концерт на своей основной площадке – в Светлановском зале Дома музыки. Завершающая программа абонемента «Два века русской классики» включает две оркестровые сюиты – из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» и из музыки Эдуарда Артемьева к кинофильму «Сибирский цирюльник». За дирижерский пульт НФОР встанет дирижер Арсентий Ткаченко, заместитель художественного руководителя оркестра. Исполнение музыки Артемьева дополнит видеоряд: зрители увидят сцены из легендарного фильма Никиты Михалкова.
Эдуард Артемьев – классик современной российской музыки. Большинству слушателей он известен как создатель саундтреков к кинолентам «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и многим другим. Не случайно композитора часто сравнивают с Эннио Морриконе, Джоном Уильямсом и другими гигантами киноиндустрии: его мелодии звучат более чем в 200 фильмах, половина которых вошла в «золотой фонд» российского и мирового кинематографа.
Фильм «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова вышел на широкие экраны в 1998 году, став одним из самых масштабных и дорогих проектов в истории отечественного кино, а по качеству изображения и стереозвука, по размаху массовых сцен и зрелищности не уступая голливудским блокбастерам. Эдуард Артемьев признавался, что перед началом работы его увлекла грандиозность замысла. «Михалкову важны тонкости, интонации, – пояснял композитор. – Вопрос основополагающей музыкальной темы вообще стоит у него на первом месте. Причем дело даже не в том, чтобы она была запоминающаяся. Главное – некое «зерно», обращающее на себя внимание слушателя. Этого, кстати, добиться очень нелегко».
В свою очередь, Никита Михалков говорил: «Для такого художника, как Артемьев, музыка – это все, что звучит на свете, включая голос, воду, ветер... Это гениальный композитор, который всю жизнь живет музыкой. Он сам – музыка! Как работалось с Артемьевым? Это не работа, это сама жизнь!»
Музыку из балета Прокофьева на шекспировский сюжет о двух веронских влюбленных многие узнают сегодня буквально с первых звуков. Она пленяет «рельефностью портретно-симфонических характеристик главных героев, присущей Прокофьеву инструментальной изобретательностью и общим тоном сдержанного и благородного лиризма», как писал выдающийся музыковед Иван Соллертинский. Фрагменты из балета, специально отобранные для майской программы НФОР Арсентием Ткаченко, прозвучат в первом отделении.