25 сентября 2022 | Светлановский зал Дома музыки
Абонемент «Маэстро Владимир Спиваков и НФОР»
Солисты: Анна Аглатова, сопрано
Полина Шамаева, меццо-сопрано
Михаил Губский, тенор
Дирижер – Владимир Спиваков
Шостакович. Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. 70
«Из еврейской народной поэзии», вокальный цикл, соч. 79
Сюита для эстрадного оркестра
25 сентября Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России дадут в Доме музыки ставший уже традиционным концерт в день рождения выдающегося композитора ХХ века Дмитрия Шостаковича. В репертуаре Владимира Спивакова музыка Шостаковича всегда занимала особое место. «Дмитрий Дмитриевич – летописец, – говорит маэстро. – Ему удалось оставить нетленные памятники эпохи, и будет меняться жизнь, будет меняться правительство, будет меняться многое, а Дмитрий Дмитриевич останется. Его творения отразили, как в зеркале, свое время, но глубина этой музыки делает ее актуальной в любые времена. Она сверкает такими гранями, которые проникают в душу современного человека и обязательно оказывают на нас воздействие».
Вечер откроет Девятая симфония, написанная сразу после войны и задуманная Шостаковичем как монументальная ода победителям, однако представшая перед слушателями как изящный миниатюрный цикл в духе классицизма. Сам автор называл симфонию «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее». При всей кажущейся беззаботности, Девятая симфония – вовсе не легковесный опус. Простота и жизнерадостность в ней балансируют на грани гротеска, а лирика переплетается с драматизмом. Не случайно концепция симфонии, как и отдельные интонации, вызывают в памяти Четвертую симфонию Малера.
Вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии» написан на стихи из сборника, который композитор случайно приобрел по дороге для чтения в поезде. В цикле нет заимствования народных мелодий, но есть интонационная близость еврейской музыке и присутствует та «многослойность», которую Шостакович находил в еврейском фольклоре: «Я не устаю восхищаться еврейской народной музыкой, ее многогранностью: она может казаться радостной, будучи трагичной. Почти всегда в ней – смех сквозь слезы. Это качество близко моему пониманию того, какой должна быть музыка вообще. В ней всегда должны присутствовать два слоя». Первое исполнение «Еврейских песен» в Ленинграде 15 января 1955 года прошло с триумфом. Пели Нина Дорлиак, Зара Долуханова и Алексей Масленников, автор выступил за роялем. К исполнению цикла в Доме музыки приглашены солистка Большого театра Анна Аглатова и солисты Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова Полина Шамаева и Михаил Губский.
Завершит программу одно из любимых произведений Владимира Спивакова (и одно из самых жизнеутверждающих, по его мнению) – Сюита для эстрадного оркестра, составленная, по всей видимости, во второй половине 1950-х годов из фрагментов сочинений Шостаковича разных лет. Имя составителя доподлинно неизвестно (предположительно это был композитор и дирижер Левон Атовмьян, занимавший в те годы пост директора и художественного руководителя Симфонического оркестра Комитета кинематографии). Более того, исследователям по сей день не удалось установить происхождение всей музыки сюиты в полной мере. Произведение закрепилось в концертной практике под ошибочным названием «Сюита №2 для джазового оркестра», однако настоящая Вторая джаз-сюита трехчастна и была написана еще в 1938 году для другого состава. Путаница возникла из-за ошибки редактора издательства «Музыка» во время подготовки 42-томного собрания сочинений Шостаковича к публикации, завершившейся в 1984 году, уже после смерти композитора. Ошибка редактора, назвавшего одну сюиту именем другой, перекочевала затем в авторитетный англоязычный каталог Дерека Хьюма, а оттуда – на концертные афиши.