МОСКВА, 24 января. /Корр. ТАСС Полина Богомолова/. Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова отметит в 2023 году свое 20-летие двумя концертами. Они состоятся 10 марта и 11 апреля в Москве. Об этом ТАСС рассказал директор оркестра Георгий Агеев.
"Мы собираемся отмечать двадцатилетие оркестра специальным концертом 10 марта, который пройдет в концертном зале "Зарядье". Участниками этого концерта будут всего три человека, наши очень близкие друзья: пианист Денис Мацуев, оперный певец (баритон) Василий Ладюк и солистка Большого театра (сопрано) Анна Аглатова", - рассказал Агеев. Он также отметил, что на концерте прозвучат и симфонические произведения без участия солистов.
Второй юбилейный концерт пройдет 11 апреля в Московском международном доме музыки, куда Спиваков также планирует пригласить выступить Мацуева. "Идея отметить 20-летие оркестра возникла у Владимира Теодоровича [Спивакова] недавно, он еще с Денисом [Мацуевым] не переговорил. Либо Мацуев будет, либо японская пианистка в первом отделении, - сказал Агеев. - А второе отделение будет чисто симфоническое. Мы сыграем красивую симфоническую программу, очень сложную, которую мы недавно играли в Петербурге". Агеев отметил, что главная задача юбилейных концертов - показать оркестр в наилучшем виде. "Мы не стремимся к тому, чтобы это был гала-концерт с огромным количеством звезд, охватить всех, с кем мы за эти годы выступали, кого мы любим, такой задачи нет", - добавил собеседник агентства. Он также сказал, что все фестивали, которые оркестр проводит по стране в течение года, посвящаются юбилею НФОР.
Ежесезонно НФОР играет около 80 концертов, из которых больше половины проходит в разных регионах России. "На самом деле это довольно уникальная ситуация, потому что, если посмотреть статистику выступлений других московских оркестров за год, мало того, что у них количество концертов значительно меньше 80, они еще все концерты играют в Москве. У них выезды крайне редки. Это просто говорит о степени востребованности коллектива в регионах России", - считает Агеев. Он назвал этот факт предметом гордости коллектива, добавив, что именно такую задачу перед Спиваковым при создании оркестра ставил президент страны. "Например, в Перми мы играем ежегодно по пять концертов, итого за 16 фестивалей мы уже сыграли почти 100 концертов в одной Перми. На ближайший концертный сезон и в этом календарном году у нас больше 100 концертов, 43 будет в регионах России", - поделился директор НФОР.
Агеев обратил внимание на то, что коллектив оркестра постоянно обновляется. За 20 лет сменилось около двух третей состава. "Мы, безусловно, ценим тех, с кем мы работаем, но в этом оркестре должны работать лучшие музыканты России, поэтому, если кто-то теряет форму в силу разных причин (возраста, болезни, отсутствия интереса к тому, чем ты занимаешься, халтурой на стороне в трех-четырех других оркестрах или театрах), мы этого человека заменяем на того, кто соответствует нашим критериям", - отметил он.
Директор НФОР рассказал, что за все годы существования коллектив ни разу не участвовал "ни в каких сомнительных с точки зрения вкуса, с точки зрения какой-то высокой художественной планки проектах". Собеседник агентства пояснил, что это совместная позиция оркестра и Спивакова.
Важным моментом устройства НФОР директор считает атмосферу в коллективе. Так, Спиваков и Агеев гордятся той атмосферой, которую им удалось создать. "Нам приятно находиться в компании друг друга. Мы очень серьезно следим с Владимиром Теодоровичем за климатом в коллективе, стараемся заботиться о музыкантах. Если есть хоть какая-то возможность сделать что-то такое, чего нет в других коллективах, в смысле заботы, мы всегда стараемся это реализовывать, даже если мы единственные это делаем", - сообщил Агеев.
По словам директора коллектива, НФОР предпочитает отмечать свой день рождения летом, в конце сезона, а не в январе. "Мы взяли условную дату летом, многие годы сезон у нас заканчивался на фестивале в Кольмаре, во Франции. И мы уже последние лет 10 существования этого фестиваля, нашего существования на этом фестивале, брали выходной, заказывали ресторан в Кольмаре и звали тех солистов, дирижеров, которые на фестивале с нами работали. Мы садились за стол в потрясающем месте, безумно вкусно все это было, сердечно, иногда с музыкой какой-то, иногда без", - вспомнил Агеев, не рассказав о планах на предстоящее лето.
В заключение разговора директор оркестра поделился воспоминаниями о его создании, вспомнив разговор Спивакова и Путина. "Когда состоялась встреча президента и Спивакова (накануне создания НФОР - прим. ТАСС), то президент задал ему вопросы: какие оркестры и каких дирижеров Спиваков имеет в виду в качестве образца, создавая свой новый оркестр. Владимир Теодорович тогда назвал оркестр Ленинградской филармонии, Госоркестр России имени Светланова и Симфонический оркестр Московской филармонии периода, когда Кирилл Кондрашин им руководил. Три великих образца, но прежде всего он назвал Мравинского (советский дирижер, пианист, народный артист СССР Евгений Мравинский - прим. ТАСС)", - вспомнил Агеев. Собеседник агентства отметил, что президент тогда сказал, что ходил в детстве на концерты Симфонического оркестра Ленинградской филармонии. "То есть это не просто абстракция для президента была, а тот оркестр, который он хорошо знал", - заключил собеседник агентства.