Владимир Спиваков и НФОР на концерте в Бухаре
Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова недавно отметил 20-летие. Последовавшие за юбилеем гастроли – российские и зарубежные – руководство коллектива решило посвятить этой дате.
После праздничных концертов в Москве НФОР отправился на север – в Мурманскую область, а затем резко на юг – в Узбекистан. Музыканты дали два благотворительных концерта в Ташкенте и Бухаре и провели серию мастер-классов в Ташкентской консерватории.
Узбекистан – одна из бывших союзных республик, с которыми у Владимира Спивакова сложились особенно теплые взаимоотношения. Многократные выступления создали ему репутацию всенародного любимца, и если где-то в глубинке люди по простоте душевной путают его коллективы, мысленно переплавляя НФОР с «Виртуозами Москвы», то их лидера не перепутают никогда и ни с кем.
Сам маэстро полюбил Узбекистан как «гостеприимный, великодушный и спокойный край», где любят искусство и создают условия для воспитания талантливой молодежи. Он внимательно следил за подопечными главных музыкальных школ Ташкента – имени Р. М. Глиэра и имени В. А. Успенского; по обыкновению своему (всю жизнь покупая и даря музыкальные инструменты) передал школам французские мастеровые скрипки. Они и по сей день в ходу: на них играют лучшие учащиеся, прошедшие строгий конкурсный отбор.
В школе имени Успенского начинал свой профессиональный путь и скрипач Надир Хашимов – ныне живущий в США выпускник филадельфийского Кёртис-института, за плечами которого множество внушительных конкурсных побед и опыт концертмейстерской работы в больших статусных оркестрах. В семилетнем возрасте Надир попал на орбиту внимания Владимира Спивакова, тремя годами ранее организовавшего Международный благотворительный фонд. Мальчик стал стипендиатом фонда, получил в подарок от своего кумира трехчетвертную скрипку, еще не зная, что 15 лет спустя, уже став серьезным музыкантом, с помощью Спивакова обретет достойный своего нового уровня инструмент – скрипку «французского Страдивари» Жан-Батиста Вильома. И будет играть на ней каприсы Паганини в Лувре, на родине мастера, где спустя почти 200 лет все будут восхищаться ее звуком.
Скрипку Вильома в руках Хашимова услышали нынче и в Ташкенте: 10 лет не выступавший на родине, он прилетел из Атланты, только чтобы дать единственный концерт с Национальным филармоническим оркестром России и его художественным руководителем. На музыкальный вечер в Большом театре имени Алишера Навои пригласили юных артистов и учащихся школ-интернатов для детей с инвалидностью, деятелей культуры, дипломатов, преподавателей, журналистов.
Организационные и финансовые заботы с оркестром разделили Фонд развития культуры и искусства при Кабинете министров Узбекистана и фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова (по просьбе Владимира Спивакова выкупившего для Надира скрипку Вильома). Благодаря Алишеру Усманову НФОР уже несколько лет получает дополнительную возможность чаще выступать и в российских регионах, в частности в Белгородской и Курской областях. Меценат и дирижер нашли для себя оптимальную форму сотрудничества, совместно заботясь о развитии культуры и образования и в России, и в Узбекистане.
Для концерта в Ташкенте Владимир Спиваков составил интернациональную программу со смыслом: открыл вечер «Итальянским каприччио» русского классика Петра Ильича Чайковского, продолжил Первым скрипичным концертом немецкого композитора Макса Бруха (умеренного романтика, верного линии Мендельсона и Шумана) и написанными в Америке «Симфоническими танцами» Сергея Рахманинова (к 150-летию со дня рождения). Финальному гонгу зал не дал отзвучать как следует: взорвался овацией.
Затем программу дополнили миниатюрами на бис, а завершили песней «Умид» узбекского композитора Энмарка Салихова (ушедшего из жизни всего год назад), и национальный хит аудитория восприняла с отдельным восторгом.
Концерт Бруха – одно из наиболее виртуозных произведений во всем скрипичном репертуаре, с заковыристым финалом в венгерско-цыганском духе – Надир Хашимов преподнес легко и непринужденно. Неделей ранее «обыграл» его с Вашингтонским национальным симфоническим оркестром. С НФОР ему потребовалась всего одна репетиция, своего рода генеральный прогон – без остановок.
«Во-первых, это великолепный оркестр, во-вторых, у маэстро тонкий слух, кроме того, он феноменальный скрипач, знающий каждую ноту в этой музыке, поэтому играть с ним – одно наслаждение», – пояснил Надир Хашимов.
Владимир Спиваков не остался в долгу:
«У Надира прекрасная техника, безупречная интонация, чудный звук, и при этом он милейший человек. Мы понимаем друг друга без слов – и не только умом, но и сердцем. Как у Пушкина в “Каменном госте”: “Мне удавалось сегодня каждое движенье, слово… слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце…” Вот самое главное – сердечная привязанность».
Надир Хашимов, Владимир Спиваков
Насколько сильна сердечная привязанность узбеков к Спивакову, стало ясно, когда Бухарский драматический музыкальный театр, где должен был пройти второй гастрольный концерт, не смог вместить всех желающих. Организаторы гастролей обратились с просьбой к властям Бухары – городе, где НФОР прежде не выступал, – провести концерт на открытом воздухе.
Новым местом был выбрана площадка между знаменитой мечетью Калян и медресе Мири Араб, перед пештаком которого и разместился оркестр. В 2021 году подобный концерт прошел на площади Регистан в Самарканде и в равной степени впечатлил и публику, и музыкантов, вдохновленных красотой исторического места.
Ювелирно просчитав хронометраж, чтобы вписаться между двумя службами в мечети, Спиваков и НФОР предложили бухарцам пестрый калейдоскоп из музыки Чайковского (в том числе фрагменты «многонационального» дивертисмента из «Лебединого озера»), Хачатуряна, Шостаковича, Дунаевского, итальянца Нино Роты, испанца Федерико Чуэки…
Потом, обратившись к заполненной до краев бухарской площади, маэстро пожелал Узбекистану, где в тот же день прошел референдум по проекту закона об обновлении конституции, «прекрасного светлого будущего и мира». Везде, где НФОР выступает в этом году, его лидер говорит о дружбе и сотрудничестве народов. Наверное, никто не ощущает нарушение мировой гармонии и человеческую разобщенность так остро, как артист, принадлежащий всему миру. Будучи Артистом мира ЮНЕСКО и особо ценя это звание, Спиваков продвигает музыку как средство против разобщенности, своего рода антидот.
«С каждой республикой или страной – а Господь мне даровал достаточно долгую жизнь – меня связывают чудесные воспоминания, – говорит Владимир Спиваков. – Эти республики все вместе строили новую жизнь – с товарищами, друзьями, коллегами. Теперь все другое, но очень важно сохранить былые отношения. А в этом нам помогает музыка. То, что отнимает жизнь, музыка воссоздает. Как прав был Ницше, когда говорил, что без музыки жизнь была бы ошибкой!
Татьяна Черниговская всегда на своих лекциях говорит, что дети должны заниматься музыкой, потому что это очень важно для развития человека, активизации работы мозга, духовного становления. В разные времена и в разных жизненных ситуациях музыка звучит по-разному, но музыка – это всегда утешение, всегда надежда.
Узбекистан – это большая особая многолетняя любовь, и мы все счастливы сюда приезжать. Я вижу будущее в этой стране, в доброте народа. Здесь чувствуется уважение к старшим, а доброжелательность помогает тем, кто сюда приезжает, не чувствовать себя чужими.
Меня очень радует, что здесь все говорят на русском языке, все нас встречают с улыбкой, с почтением, и дети на улицах здороваются с незнакомыми людьми. Я вижу, как расцветает страна не только по весне, а в целом, ведь здесь все есть, главное – правильно всем этим пользоваться, развивать.
Я верю в Узбекистан. Главное – чтобы не было междоусобиц. Узбеки – терпеливый народ, а терпение, как меня учил отец Александр Мень, – это мужество».