16 мая 2023 | Концертный зал имени П. И. Чайковского
Солист – Борис Березовский, фортепиано
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Метнер. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 50
Чайковский. «Манфред» – симфония по драматической поэме Байрона, соч. 58
Хедлайнером предстоящей программы НФОР, составленной из шедевров отечественных классиков, станет всемирно известный пианист Борис Березовский. Заслуженный артист РФ Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира, искусство которого отличается виртуозностью, самобытностью и репертуарным разнообразием. Победитель IX Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1990), он выступает в лучших концертных залах мира, сотрудничает с ведущими оркестрами и выдающимися дирижерами. Ежегодно принимает участие в концертах Национального филармонического оркестра России.
Творчество Николая Метнера для Бориса Березовского приобрело особое значение. Пианист известен как эталонный интерпретатор его сочинений и активный популяризатор его музыки. В частности, с 2006 года по инициативе артиста в Москве, Екатеринбурге и Владимире проходил «Метнер-фестиваль», представивший впечатляющую антологию произведений композитора, чье творчество всегда находилось в тени великих имен. С НФОР под управлением Арсентия Ткаченко Борис Березовский исполнит Второй фортепианный концерт Метнера, выдержанный в светлых тонах и посвященный Сергею Рахманинову.
«У Метнера вполне доступная музыка, просто он сумел все это замаскировать сложным языком, гармоническими изысками, – говорит Борис Березовский. – С другой стороны, у многих исполнителей просто не хватает техники, чтобы добраться до сути. А суть Метнера – самая простая и приятная музыка. В то же время Метнер – очень закрытый композитор… Метнер вообще уникален. Он безумно сентиментален, это единственный композитор, от которого меня прошибает на слезы… Еще мне очень нравится, как он использует фольклор, но не в прямом, не в чистом виде, он его пересочиняет. У Метнера тысячи абсолютно русских тем (несмотря на то, что он был немцем!), которых не существует в природе. Он феноменальный стилист. Его можно сравнить с Мусоргским. У него фольклор древний, дохристианский, это то, что уже исчезало, и композитор запечатлел всю эту красоту».
Во втором отделении прозвучит симфония Чайковского «Манфред» по одноименной драматической поэме Байрона, созданная по просьбе главы «Могучей кучки» Милия Балакирева. По завершении работы композитор писал: «Манфред – не простой человек. В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества со стремлением к познанию роковых вопросов бытия». Образу главного героя Чайковский посвятил практически всю первую часть симфонии (впоследствии он планировал превратить ее в симфоническую поэму), остальные три части представляют собой по большей части живописные сцены, внешне связанные между собой темой Манфреда.