12 ноября 2023 | Зал Зарядье
Солисты: Анна Аглатова, сопрано*
Игорь Подоплелов, бас-баритон**
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Моцарт. Симфония № 35 ре мажор («Хаффнер), KV 385
Малер. «Песни об умерших детях»**
Карлович. «Извечные песни» – симфонический триптих, соч. 10
Р. Штраус. «Четыре последние песни»*
Дирижер Арсентий Ткаченко представит с НФОР четыре произведения, сопоставленные в одной программе по принципу максимального контраста. Это жизнерадостная «Хаффнер-симфония» Вольфганга Амадея Моцарта, трагический вокальный цикл Густава Малера «Песни об умерших детях», экспрессивный триптих Мечислава Карловича «Извечные песни» и «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса – опыт философско-поэтического размышления о закате человеческой жизни. Сольные партии в песнях о любви, жизни, смерти и вечности исполнят ведущая солистка Большого театра Анна Аглатова (сопрано) и приглашенный солист ГАБТа Игорь Подоплелов (бас-баритон).
Симфония № 35 ре мажор, написанная Моцартом в 1782 году, предназначалась для семейного праздника в доме Зигмунда Хаффнера-младшего (сына зальцбургского бургомистра) по случаю присвоения ему дворянского титула. Ранее, в юные годы, Моцарт сочинил для увеселений зальцбургских дворян и бюргеров множество вдохновенных дивертисментов, кассаций, «ночных музык», застольной музыки (в том числе «Хаффнер-серенаду» к свадьбе дочери бургомистра). «Хаффнер-симфония», несмотря на существенные отличия в форме и оркестровке, тоже примыкает к ряду вышеупомянутых «легких» жанров благодаря характеру тематизма и приподнятому настроению музыки.
Вокально-симфонический цикл Малера «Песни об умерших детях» написан на стихи любимого поэта композитора – Фридриха Рюккерта, представителя позднего немецкого романтизма. Рюккерт, похоронивший своих дочерей, посвятил им 428 стихов, в которых изливал истерзанную душу. Малер отобрал из них пять элегических поэм, воплотив в музыке с удивительной психологической остротой полярные образы – смерти и жизни, безмятежного вчера и страшного сегодня, солнечного света и душевного мрака, разбитого счастья и вечно цветущей природы.
Программу продолжит опус Мечислава Карловича, выдающегося польского дирижера и композитора. За свою недолгую творческую жизнь (33 года) Карлович создал множество фортепианной, камерно-инструментальной, симфонической музыки. Наряду с Шимановским и Фительбергом он входил в группу «Молодая Польша» – объединение музыкантов, стремившихся к обновлению польской музыки на основе последних европейских достижений. Наибольшую известность принесли Карловичу симфонические поэмы, написанные в период с 1903 по 1908 гг., в том числе «Извечные песни» – симфонический триптих, развивающий вагнерианские идеи о роковой неразрывности любви и смерти и обращающийся напрямую к стилистике опер Вагнера.
В завершение концерта прозвучит вокальный цикл Рихарда Штрауса «Четыре последние песни», который называют музыкальным завещанием автора. Песни написаны Штраусом на стихи Германа Гессе и Йозефа Эйхендорфа за год до смерти, в 1948 году, и стали завершающим аккордом творчества композитора (что дало издателю повод объединить их и дать циклу известное ныне название). Несмотря на отсутствие в песнях общего сюжета, их скрепляет единство настроения и тема завершения и осмысления пройденного жизненного пути.