Вечер музыки Бетховена в Зарядье

25 февраля 2024 | Зал Зарядье
Солистка – Екатерина Мечетина, фортепиано
Дирижер – Владимир Спиваков
Бетховен. Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 73
Бетховен. Симфония № 7 ля мажор, соч. 92

КУПИТЬ БИЛЕТ

Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России предложат меломанам монографическую программу из сочинений Людвига ван Бетховена. Для маэстро и его коллектива великий немецкий мастер принадлежит к числу наиболее любимых авторов, его произведения вошли в репертуар НФОР с самого первого сезона, а в 2020 году Владимир Спиваков посвятил 250-летию со дня рождения Бетховена большой концертный цикл. В программах оркестра в разные годы исполнялись все инструментальные концерты венского классика (пять фортепианных, скрипичный, тройной), лучшие симфонии и увертюры, «Торжественная месса», Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» и другие сочинения.

В первом отделении прозвучит Концерт № 5 для фортепиано с оркестром – самый монументальный опус Бетховена в этом жанре, получивший прозвище «Император» за величественный характер музыки, масштабность идей и образов, роскошь партитуры. Любопытно, что лишь премьеру Пятого концерта ввиду прогрессирующей глухоты Бетховен доверил коллегам (все предыдущие концерты играл сам), кроме того, это единственный его концерт, в котором нет каденций. Однако ввиду своей, как сказал бы Лист (один из лучших интерпретаторов концерта), трансцендентной сложности «Император» по сей день покоряется лишь избранным. На сей раз исполнить партию солирующего фортепиано приглашена Екатерина Мечетина – заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории, солистка Московской филармонии.

Завершит вечер Седьмая симфония, созданная в 1811–1812 годах, когда Европа томилась предвкушением победы над Наполеоном, а Бетховен окончательно смирился с надвигающейся глухотой и простился с мечтами о личном счастье, однако чутко воспринимал происходящее в мире. Партитуру новой симфонии, ставшей музыкальным вестником победы, «великим прозрением», он завершил 13 апреля 1812 года и посвятил графу Морицу фон Фрису, венскому меценату, в доме которого часто выступал как пианист. Симфония впервые прозвучала в Вене 8 декабря 1813 года в благотворительном концерте в помощь вдовам солдат австрийско-баварского корпуса – участников Битвы при Ханау, давших отпор армии Наполеона. Автор сам дирижировал оркестром.

Седьмая симфония – одно из самых экспрессивных бетховенских сочинений. Примечательно, что традиционной медленной части автор предпочел оригинальное Allegretto, рождающее ассоциации с образом массового шествия. Эта часть стала особенно популярной, так что ее начали вставлять в другие симфонии (например, во Вторую), подтекстовывать, исполнять отдельно и – со временем – использовать в театре и кино. Сам композитор называл Седьмую своей лучшей симфонией (того же мнения придерживался позже Чайковский), один из критиков того времени написал, что «из всех симфоний Бетховена эта наиболее ясна и богата мелодиями», а Рихард Вагнер назвал ее «апофеозом танца».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *