2 октября 2024 | Светлановский зал Дома музыки
Оперетта-гала: звезды Московского театра оперетты и НФОР
Солисты: Елена Зайцева, Ольга Белохвостова, Юлия Гончарова,
Александр Бабик, Максим Катырев, Павел Иванов
Дирижер – Константин Хватынец
В программе – фрагменты из оперетт И. Штрауса («Летучая мышь»), Кальмана («Королева чардаша», «Фиалка Монмартра», «Баядера», «Принцесса цирка», «Дьявольский наездник», «Марица»), Легара («Веселая вдова»), Штольца («Венера в шелках»)
Классическая оперетта в ее лучших образцах представляет собой нечто гораздо большее, чем легковесное развлечение. Такие шедевры, как «Летучая мышь» Иоганна Штрауса или «Веселая вдова» Франца Легара не исчезают с афиш самых известных музыкальных театров мира и исполняются звездными составами певцов. Не случайно арии и ансамбли из классических оперетт занимают в репертуаре звезд вокала почетное место рядом с оперными партиями, камерной лирикой и ораториями.
Не стыдятся своей любви к оперетте и дирижеры. Один из них – участник дирижерско-стажерской группы НФОР, ныне главный дирижер и музыкальный руководитель Московского театра оперетты Константин Хватынец. Его сотрудничество с ведущими театрами (от ГАБТа до «Геликона») и оркестрами в самых разных проектах говорит о разносторонности его таланта, высоком мастерстве и чувстве стиля. Ему всегда поддается этот жанр – обманчиво легкий, но на самом деле весьма опасный для дилетантов и обладателей дурного вкуса. За пультом НФОР Константин Хватынец выступает с самими разнообразными программами, исполняя и популярную классику, и раритетные симфонические полотна вроде симфоний Глазунова.
Вечер 2 октября целиком и полностью отдан классической оперетте. Это музыка, отличающаяся необычайной щедростью мелодики, яркостью колорита, исполненная обаяния и жизнерадостности. Фрагменты из оперетт прозвучат в исполнении блистательных солистов Московского театра оперетты Елены Зайцевой, Ольги Белохвостовой, Юлии Гончаровой, Александра Бабика, Максима Катырева, Павла Иванова.
Программу комментирует автор и идеолог проекта, директор НФОР Георгий Агеев:
Концерт Национального филармонического оркестра России со звездами оперетты – уникальная программа, которая для нас представляет особый интерес. За все 20 лет существования оркестра мы считанные разы давали программы из произведений классиков оперетты, но лишь в прошлом сезоне НФОР впервые выступил на одной сцене с артистами, для которых этот жанр стал профессиональным выбором всей жизни, и теперь мы с радостью повторяем этот опыт.
Этот так называемый «легкий», а на самом деле очень непростой жанр для любого оркестра, даже первоклассного, – твердый орешек. Он требует серьезной скрупулезной подготовки, требует дирижера, который этим жанром владеет и обладает чувством юмора, мгновенно реагирует на перемены темпа и ритма, хорошо чувствует стиль. Все это необходимо, чтобы действительно получился фейерверк с брызгами шампанского, с которым у нас ассоциируется исполнение оперетты великими мастерами сцены.
Концерт проведет с НФОР главный дирижер Московского театра оперетты Константин Хватынец, который ранее входил в созданную в нашем оркестре дирижерско-стажерскую группу. Когда стажировка их команды подходила к концу, мне позвонил директор театра оперетты Владимир Тартаковский и попросил рекомендовать кого-то из стажеров – человека с чертами лидера, при этом гибкого, обладающего чувством юмора и глубоко преданного музыке. Я понимал, что задача сложная, однако обратился к Константину, который не испугался связать начало своей карьеры с опереттой (ведь на музыканте, работающем в этом жанре, ставят своего рода клеймо). Придя в театр, он смог сплотить разрозненный к тому моменту коллектив и стал для всех его членов высочайшим непререкаемым авторитетом – даже для артистов с большим стажем и опытом. Он создал также великолепный оркестр, который звучит намного лучше многих оркестров в ведущих музыкальных театрах страны.
Я сам – страстный поклонник оперетты и не считаю, что это второсортный легкомысленный жанр для ограниченных людей, где либретто глупы, драматургия мелка, а характеры нелепы и неправдоподобны и т.д. Отчасти кое-где можно с этим согласиться, но благодаря самой музыке и высочайшему мастерству артистов, выступающих в оперетте, я готов выступить адвокатом этого жанра. Это гениальная музыка не только популярных Кальмана, Штрауса и Легара, но и Зуппе, Штольца, Миллёкера и еще десятка авторов, которых мы либо не знаем, либо считаем композиторами второго ряда. Кстати говоря, Россия оказалась одной из немногих стран, ставших оплотом оперетты, здесь всегда было много выдающихся артистов этого жанра, причем не только комических.
Артисты Московского театра оперетты, которые выступят в Доме музыки с НФОР, представляют сегодняшний день этой уникальной труппы. У нас будут представлены все характеры и внутренние жанры оперетты, а особенность программы заключается в стремлении максимально приблизить действо к театральному.
Во-первых, к программе разработана специальная световая партитура, которая заменит привычный концертный монохромный свет. Александр Бабик не только замечательный певец, но и владеет искусством световой партитуры, и он согласился выставить почти театральный свет. Во-вторых, оркестр отодвинется от рампы примерно на три метра, чтобы оставить пространство для танцев и разного рода пластических взаимодействий артистов, как принято в театре. В-третьих, будут сценические костюмы на каждый номер. Все будет сделано с шиком, блеском, любовью к публике и огромным желанием повторить театральную сказку-феерию в условиях концертного зала.
Мне кажется, таких концертов вне стен театра оперетты проходит катастрофически мало, и мы попытаемся отчасти восполнить этот пробел. А оперные артисты, по моему мнению, если у них есть пластический дар и чувство юмора, обязательно должны уделять внимание оперетте. Ведь ее надо петь так же качественно, как оперу, а для того, чтобы исполнить некоторые арии, необходимо обладать данными настоящей звезды.