24 ноября 2024 | Светлановский зал Дома музыки
Серия «НФОР и маэстро Владимир Спиваков»
Концерт к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке
Солист – Тимофей Владимиров, фортепиано
Дирижер – Владимир Спиваков
Шнитке. «Ритуал» для оркестра (памяти погибших во Второй мировой войне), соч. 183
Концерт для фортепиано и струнного оркестра, соч. 136
«Эскизы» – хореографическая фантазия на темы сочинений Гоголя, соч. 186
24 ноября исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося композитора, одной из крупнейших фигур в музыкальной культуре ХХ века, Альфреда Шнитке (1934–1998). В день рождения мастера Владимир Спиваков и НФОР выступят с концертом-приношением, в программу которого вошли только произведения Шнитке – «Ритуал», Фортепианный концерт и хореографическая фантазия «Эскизы».
Владимир Спиваков и Альфред Шнитке не были близкими друзьями, но их связывали узы творческого сотрудничества при огромном взаимном уважении. При полном одобрении автора Спиваков сделал переложение его «Сюиты в старинном стиле» для скрипки с камерным оркестром, после композитор посвятил Спивакову «Пять фрагментов по картинам Иеронимуса Босха» для скрипки, тенора, тромбона и камерного оркестра. Сегодня музыка Шнитке прочно входит в репертуар Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», которыми руководит маэстро. По инициативе Владимира Спивакова в 2022 году именем композитора был назван новый многофункциональный концертный зал Московского международного Дома музыки, а впоследствии в нем появилась и Мемориальная комната Шнитке, ставшая частью уникального арт-пространства зала.
Программу, посвященную юбиляру, откроет трагическое сочинение Шнитке «Ритуал», посвященное памяти погибших во Второй мировой войне. Эта музыка была написана к 40-летию освобождения Белграда. Затем прозвучит Концерт для фортепиано и струнного оркестра, посвященный Владимиру Крайневу, который впервые исполнил это сочинение в декабре 1979 года в Ленинграде, а в 1980 году – в Москве. В концерте обнаруживается множество параллелей с музыкальными стилями прошлого и жанровых аллюзий (прелюдия, вальс, хорал, квазиджазовая импровизация), а использование известных формул сочетается с экспрессивными современными формами выражения.
Сольную партию в концерте исполнит Тимофей Владимиров – стипендиат фонда Владимира Спивакова, воспитанник Московской консерватории, победитель Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева и лауреат ряда международных и всероссийских состязаний пианистов и композиторов.
Второе отделение концерта отдано «Эскизам» – хореографической фантазии по Гоголю. К наследию великого писателя Шнитке обращался неоднократно, ценя в нем «столкновение возвышенного и низменного», «жанровую многоплановость, использование банального в качестве вполне легального литературного материала». Его первым сочинением по Гоголю стала музыка к спектаклю «Ревизская сказка» Театра на Таганке (1978), за ним последовала музыка к телефильму Михаила Швейцера «Мертвые души» (1984). В 1985 году музыка к «Ревизской сказке» послужила основой одноактного балета «Эскизы», поставленного в Большом театре к 175-летию со дня рождения Гоголя и преобразившегося в фантазию по мотивам небольших эпизодов из знаменитых сочинений писателя, в числе которых «Ревизор», «Мертвые души», повести «Нос», «Шинель» и другие.