Русская классика ХХ века в программе Ивана Никифорчина

7 февраля 2025 | Светлановский зал Дома музыки
Солист – Вадим Руденко, фортепиано
Дирижер – Иван Никифорчин
Гаврилин. Сюита из балета «Анюта»
Цфасман. Сюита для фортепиано с оркестром
Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»

КУПИТЬ БИЛЕТ

Новую программу НФОР в Доме музыки представит харизматичный дирижер Иван Никифорчин, дебютировавший с коллективом ровно два года назад. В нынешнем сезоне талантливый ученик и ассистент Валерия Полянского, лауреат международных конкурсов (в том числе имени Рахманинова) возглавил Московский государственный академический симфонический оркестр – один из крупнейших столичных коллективов. Кроме того, молодой маэстро продолжает активно сотрудничать с другими ведущими российскими оркестрами и выступать с собственной капеллой «Академия Русской Музыки». Принять участие в февральской программе НФОР Никифорчин пригласил также всемирно известного пианиста, лауреата международных конкурсов Вадима Руденко, который впервые выступит с оркестром Владимира Спивакова.

На пороге тридцатилетия Иван Никифорчин зарекомендовал себя не только как зрелый мастер своего дела, но и как авторитетный специалист, занявший определенную репертуарную нишу и добившийся высочайших художественных результатов, признанных профессиональным сообществом. Особой областью интересов музыканта стала отечественная музыка ХХ–XXI вв., включая сочинения авторов, которых относят ко второму или третьему ряду, и мало исполняемые опусы таких крупных классиков, как Шостакович или Мясковский. Иван Никифорчин выстраивает каждую программу так, чтобы концерт, по его словам, стал «эксклюзивным, событийным». Таковыми были, в частности, концерты из цикла «Великие страницы русской музыки ХХ столетия», которые дирижер проводил со своей капеллой в Доме музыки. В этом музыкант видит свою особую просветительскую миссию.

«Иван Никифорчин несколько лет назад буквально ворвался в большую музыку – сделал это сильно – как “власть имеющий”, – рассказывает композитор Юрий Абдоков. – После едва ли не полувекового перерыва именно Никифорчин… возобновил традицию исполнения восхитительных камерно-оркестровых партитур Мясковского, Вайнберга, Прокофьева, Пейко, Галынина, Бунина, Попова, практически всех камерно-оркестровых транскрипций Баршая… Осуществленная оркестром под руководством Никифорчина первая мировая запись полной струнно-смычковой антологии Германа Галынина – это настоящий подвиг. В лучшие для отечественной музыки времена такие подвиги отмечались государственными, как минимум, профессионально-общественными наградами…»

С Национальным филармоническим оркестром России Иван Никифорчин, оставаясь верным центральной линии своего творчества, исполнит произведения трех выдающихся композиторов ХХ века – Александра Цфасмана («русского Гершвина», одной из крупнейших фигур отечественного джаза), Георгия Свиридова (автора бессмертных музыкальных иллюстраций к пушкинской «Метели») и Валерия Гаврилина, наибольшую известность которому принес балет «Анюта» по рассказу Чехова «Анна на шее». Гаврилин и Свиридов, представители разных поколений, были близкими друзьями, переписка которых свидетельствует об огромном взаимном уважении и глубоком духовном родстве.  «Вы единственное в жизни, что заставляет меня работать… Верю из всей музыки только в Вашу, потому что вижу в ней спасение мира…», – признавался Гаврилин Свиридову и получал в ответ: «Я считаю Вас человеком, близким и по крови, и по духу, и по смыслу творчества».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *