Огни большого форума
Павел Осетров, «Время новостей»
Перед тем как в Москве прошел уже пятый фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», состоялся первый Большой фестиваль Российского национального оркестра Михаила Плетнева. Став рядом, события словно напросились на сравнение. Сходны они тем, что солистов так или иначе приглашает худрук симфонического оркестра, а сам оркестр и его лидер — главные лица. Сопоставим и уровень участников (в частности, рождение одного оркестра из недр другого превратило их некогда в главных конкурентов). Но идеология и логика построения фестивальных программ абсолютно разные.
К логике фестиваля Спивакова не предъявить значительных претензий: концерты тщательно продуманы и прекрасно соотносятся друг с другом. Без программной эклектики, что не редкость для РНО, и без «музыки современных композиторов, по совместительству нефтяных магнатов» (так директор НФОР Георгий Агеев намекнул на Гордона Гетти, исполнение сочинения которого Плетнев все же делегировал другому дирижеру). По замыслу команды Спивакова фестивальным концертам надлежит быть не рутинными, но непременно ориентированными на слушателя: «Играем то, что любим, в компании, которая нам приятна».
Так и было, но жаль, что спиваковскому НФОР во всей программе не досталось ни одного крупного симфонического полотна. РНО же преподнес всевозможные жанры от партиты до симфонии, включая музыку для театра и исключая откровенный «интертеймент». Большой фестиваль РНО — горделивая выставка достижений оркестра, квинтэссенция лучшего из воображаемого сезона. Фестиваль Спивакова, как правило, со среднестатистическим сезоном НФОР имеет мало общего. Этот форум — гирлянда ярких огней, тех самых звезд, которых «Спиваков приглашает...», принимает и занимает со своим всемогущим оркестром.
В фестивальных программах НФОР сосредоточил внимание на аккомпанементах пианисту (Денису Мацуеву), скрипачам и вокалистам. Остальное — сюиты и увертюра Гершвина в концерте-открытии, саундтрек фильма Чаплина «Огни большого города» — в большей мере принадлежит к сфере музыки «легкой», хотя и ставит вовсе не легкие исполнительские задачи. Сделать конфетку из «Кубинской увертюры» Гершвина ничуть не проще, чем из скрябинской «Поэмы экстаза».
Но сконцентрировавшись вокруг звездных солистов, фестиваль оказался в сложном положении, когда запланированные хедлайнеры сошли с дистанции. Прославленный итальянский бас Руджеро Раймонди не приехал из-за перелома ноги (в который раз срываются его российские гастроли), а швейцарский флейтист Эмманюэль Паю — из-за сильной простуды. В оперном гала-концерте из трех восходящих звезд остались две — сопрано Альбина Шагимуратова и баритон Василий Ладюк, однако спели так, что потери тенора Константина Андреева никто не заметил. Вместо Паю к «Виртуозам Москвы» вышел их «штатный» гобоист Алексей Уткин, а заменить Раймонди срочно приехали сопрано Даниела Десси и тенор Фабио Армилиато. Они понравились московской публике еще во время гастролей Римской оперы 2002 года в Кремле, где давали «Тоску» Пуччини в постановке Дзеффирелли, но теперь не вполне оправдали ожиданий.
Фестивальные разочарования сменялись открытиями. Так, вечер Viva Paganini! представил мастера, в какого вырос недавний участник конкурса Чайковского Фэн Нин. В 2002-м он завоевал спецприз за исполнение пьесы Шнитке, а уже четыре года спустя с блеском выиграл конкурс Паганини в Генуе. На фестивале Спивакова головокружительным по темпераменту и технике, любовно выпестованным Первым концертом Паганини китайский скрипач словно закрыл тему современной интерпретации этого сложнейшего опуса. В то время как его юная коллега из Германии Юки Мануэла Янке Вторым концертом больше сообщала о своих перспективах.
Даниела Десси, наоборот, напомнила об ушедших временах, когда она затмевала своего супруга Фабио Армилиато. Но если удручающие изменения голоса Десси объясняются объективными причинами, то таковых не найти, чтобы оправдать отсутствие всякой разницы между Тоской (вроде бы коронной ролью), Адриенной, Дездемоной, Лю и Чио-Чио-сан — все образы равно притворны, а партии равно натужны. Пусть тембр голоса Армилиато не феноменальной красоты, пусть слышна и даже видна техническая «работа», но он искренен, разнообразен и вокально убедителен. Даже когда Спиваков, взяв более медленный темп для арии Калафа, немало усложнил певцу задачу, тот честно заслужил свои овации. Увертюры Верди в исполнении оркестра также в числе лучших номеров финального вечера.
Наконец, беспроигрышной идее проекта «Час Чаплина» отвечало ее безукоризненное воплощение: «Огни большого города» демонстрировались целиком на большом экране, а оркестр, вдохновенно игравший задушевную музыку самого Чаплина по партитуре-реконструкции Тимоти Брока, непринужденно синхронизировал звук с изображением. Бешеный успех проекта у публики и немалые на него затраты — безусловный повод его повторить.
Открытия, откровения, сюрпризы
Виктор Игнатов, «Русская мысль», Париж-Лондон
В насыщенной артистической жизни российской столицы особенно популярен музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Престижный форум, проводимый раз в два года, нынешний осенью отметил свое 10-летие. Став важным событием и местом встреч с исполнителями мирового масштаба, фестиваль является как бы многогранным зеркалом, отражающим полифонию творческих интересов и пристрастий Спивакова – выдающегося музыканта, основателя и руководителя двух оркестров и двух фестивалей (в Москве и Кальмаре), «Артиста мира» ЮНЕСКО, президента Московского международного дома музыки (ММДМ).
Нынешний фестиваль включал шесть вечеров: два из них прошли в Большом зале консерватории (БЗК), четыре – в ММДМ. В пяти концертах участвовал Национальный филармонический оркестр России (НФОР), в одном – камерный оркестр «Виртуозы Москвы».Четыре вечера транслировал телеканал «Культура» — информационный спонсор фестиваля.
Идею своего детища музыкальный волшебник Спиваков выразил так: «Для меня важно не количество фестивальных концертов, а возможность показать в Москве то, что люблю я сам: что-то новое, разнообразное по жанрам и стилям, уникальное, талантливое». Предыдущие сезоны фестиваль всегда украшали всемирно известные звезды. Теперь, несмотря на финансовый кризис, маэстро вновь собрал целое созвездие редкостных талантов – как маститых, так и молодых. Но главным героем этого музыкального праздника стал сам Спиваков: он выступил как дирижер своих оркестром и как аккомпаниатор приглашенных артистов. Маэстро с удовольствием представлял публике своих именитых гостей и любимцев. Назовем их имена и программы.
Гершвин-гала
Фестиваль открыл музыкальный фейерверк в честь 111-летия Джорджа Гершвина. НФОР блистательно исполнил «Кубинскую увертюру», сюиту из оперы «Порги и Бесс», симфоническую сюиту «Американец в Париже», «Рапсодию в стиле блюз» для фортепиано с оркестром. Солировал знаменитый виртуоз Денис Мацуев, который сам сочиняет джазовые композиции и ярко импровизирует. Спиваков вдохновенно чувствует музыку Гершвина – он с упоением в ней парит и ею дышит, доставляя себе и публике удовольствие. Творческий союз Спивакова и Мацуева несколько лет восхищает меломанов во всем мире, и теперь впервые музыканты с наслаждением представили произведения своего кумира.
Оперное гала
В сопровождении НФОР сопрано Альбина Шагимуратова и баритон Василий Ладюк прекрасно исполнили арии из опер «Пиковая дама» Чайковского, «Садко» Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Россини, «Фауст» Гуно, «Фаворитка» Доницетти, «Риголетто» Верди, «Робинзон Крузо» Оффенбаха, «Сомнамбула» Беллини, Концерт для голоса с оркестром Глиэра. Оба солиста порадовали публику красотой и свободой вокала.
От Пярта до Баха
»Виртуозы Москвы» завораживали публику, исполняя «если бы Бах разводил пчел» Арво Пярта, Адажио из «Пасхальной оратории» Баха и Камерную симфонию Шостаковича. Гвоздем программы стал солист Баварской оперы Николай Борчев. Покоряя дивным баритоном и отточенной техникой, он солировал в кантате «Свершилось» Баха и спел арию из его «Страстей по Матфею». В концерте для гобоя с оркестром Моцарта феноменально солировал Алексей Уткин – золотой гобой Россию Запись этого вечера следовало бы издать на CD.
Viva Paganini!
Вечер включал два скрипичных концерта Паганини. Вначале под аккомпанемент НФОР прозвучал Второй концерт – на скрипке Страдивари «Мунц» солировала высокотехничная 23-летняя Юки Мануэла Янке, родом из Германии. В Первом концерте солировал 28-летний китаец Фен Нин, которому Менухин прочил блестящую карьеру, что вполне оправдалось. То, что Фен выступил во втором отделении вечера, говорит о многом. После него играть нельзя, Нин – скрипичный гений. Нет смысла писать о его совершенной технике, скажем только, что в его филигранной игре завораживают нюансы и ошеломляют контрасты. Такой виртуозностью и экспрессией, видимо, обладал Паганини. Казалось, его легендарный дух воскрес и утвердился в мастерстве Фен Нина.
Час Чаплина
Вечер был волнующим и сильным благодаря звучанию прекрасной музыки и показу знаменитого фильма «Огни большого города» (1931). Музыку к этой наиболее совершенной своей картинке написал сам Чарли Чаплин. Всего же он сочинил музыку к семи своим фильмам из 14. Рассказывая о работе над саундтреком «Огней», Чаплин отметил: «Мне нужна была изящная, романтическая музыка, которая контрастировала бы с образом бродяги и придавала бы моим комедиям эмоциональную глубину». Музыкальное сопровождение немого фильма, вдохновенное исполненное НФОР под управлением Спивакова, покоряло бесконечной человечностью, душевной теплотой и удивительной искренностью трактовки мелодий Чаплина. Публика реагировала на фильм предельного эмоционально: громко вздыхала и хохотала, а в финале – плакала. Гениальный фильм, гениальная музыка и гениальное ее исполнение составили истинное чудо фестиваля.
Голоса Италии
В последний вечер выступили звезды итальянской оперы – супруги Даниэла Десси (сопрано) и Фабио Армильято (тенор), заменившие неожиданно заболевшего Руджеро Раймонди. Несмотря на всего одну репетицию с НФОР, итальянцы изумительно спели арии из опер «Девушка с Запада», «Мадам Баттерфляй», «Тоска» и «Турандот» Пуччини «Андре Шенье» Джордано, «Адриенна Лекуврер» Чилеа, дуэты из опер «Отелло» Верди и «Тоска» Пуччини. Оркестр блестяще аккомпанировал солистам и великолепно исполнил интермеццо из оперы «Сельская честь» Масканьи и увертюры к операм «Разбойники», «Сила судьбы», «Сицилийская вечерня» Верди. Солисты демонстрировали благородство итальянской школы и высокий артистизм – каждая ария не только звучала, но и зримо оживала…
Пятый фестиваль стал масштабным и многогранным праздником Музыки. Он преподнес публике множество ярких открытий, приятных сюрпризов и всех одарил музыкальным счастьем!