Отчет о гастролях по России, журнал «Итоги»
Миссия выполнима
Оркестр НФОР вернулся с гастролей по России Как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий столичный театр или оркестр доберется до Сибири, тем более Дальнего Востока. За исключением камерных коллективов Владимира Спивакова и Юрия Башмета в этих регионах десятилетиями не выступали ведущие творческие силы страны. В полном соответствии со своим наименованием и статусом Национальный филармонический оркестр России первым добрался и выступил во Владивостоке, Хабаровске и Красноярске, завершив тем самым очередное масштабное турне по стране. Во Владивостоке оркестр выступил дважды с двумя разными программами — западноевропейской классикой и мультимедийным проектом «Час Чаплина», объединяющим в себе кинопоказ легендарной киноленты и симфонический концерт. В западноевропейской программе, частью которой являлось исполнение Первого скрипичного концерта Никколо Паганини, солировал победитель престижнейшего международного скрипичного конкурса Никколо Паганини в Генуе молодой китайский скрипач-виртуоз Фен Нин, уже хорошо известный москвичам по своим выступлениям с НФОР. В других городах на маршруте гастролей программы концертов и состав солистов определялись пожеланиями принимающей стороны, самостоятельно выбиравшей из четырех вариантов, предложенных оркестром. Так, в городах первой половины гастрольного маршрута (Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Омск) солировали молодые талантливые пианисты, лауреаты международных конкурсов Александр Гаврилюк и Филипп Копачевский, предложившие разные, но по-своему убедительные интерпретации Первого фортепианного концерта Фредерика Шопена. Во втором отделении концертов в зависимости от пожеланий принимающей стороны исполнялись либо Четвертая «Итальянская» симфония Феликса Мендельсона, либо Пятая симфония Петра Ильича Чайковского. И что бесспорно объединяло все концерты на маршруте гастролей, так это «третье отделение» бисов и неизменная стоячая овация в финале, когда разгоряченная благодарная публика долго не отпускала Владимира Спивакова и его оркестр со сцены. График гастролей предполагал ежедневный перелет на арендованном у Военно-Воздушных сил России самолете (аббревиатуру «ВВС России» некоторые музыканты шутливо называли «Би-Би-Си России»), пресс-конференцию и практически два концерта подряд. Два потому, что Спиваков и НФОР решили в каждом городе до концерта проводить открытую генеральную репетицию, бесплатно приглашая на нее детей-инвалидов, детей-сирот, детей из неполных семей, учащихся музыкальных школ и училищ, их преподавателей — всех тех, кто мечтает, но не имеет возможности приобрести билеты на концерт прославленного коллектива. В результате этой единственной в своем роде акции, совмещающей просветительство и благотворительность и поддержанной Общественной палатой России, вице-премьером правительства Российской Федерации Александром Жуковым и помощником президента РФ Аркадием Дворковичем, НФОР пригласил на свои репетиции около десяти тысяч людей с ограниченными возможностями. После каждого концерта оркестранты буквально валились с ног от усталости. Силы придавало только сознание того, что твой труд необходим людям, что ты способен облегчить им жизнь и подарить радость. При таком жестком графике и сверхнапряженной логистике не обошлось без приключений и накладок. Так, начиная с Екатеринбурга трейлер с инструментами, нотами и костюмами не поспевал за оркестром, перемещающимся на самолете. Пришлось все, что можно, брать из трейлера на борт самолета, а крупногабаритные инструменты (контрабасы, арфы, ударные) одалживать в каждом городе у местного симфонического оркестра. Не облегчало путешествие и самочувствие музыкантов: пол-оркестра, начиная с маэстро Владимира Спивакова, во время гастролей перенесли на ногах грипп, но ни один из музыкантов не попросился в Москву, отыграв все выступления с полной отдачей. Ведь каждый из музыкантов осознает, что выступления в России, понимая под ней не только Москву и Петербург, а огромную и пока плохо обустроенную страну, важнее любых концертов на Западе, что это не работа, а миссия. Это у Тома Круза миссия невыполнима, а у нас все выполнимо, когда за дело берется Спиваков и его команда.
Лидия Ночнева, «Итоги», №45 (ноябрь 2010)