Солист — Никита Борисоглебский (скрипка)
Дирижер – Александр Ведерников
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РОССИИ
В программе:
Ян Сибелиус - Концерт для скрипки с оркестром pе минор, соч. 4
Дмитрий Шостакович - Симфония №8 до минор, соч. 65
Международная карьера молодого российского музыканта Никиты Борисоглебского началась после успешных выступлений на международных конкурсах имени П. И. Чайковского в Москве (2007) и имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (2009). В 2010 году последовали новые триумфы скрипача: Никита Борисоглебский завоевал первые премии на крупнейших международных состязаниях – конкурсах имени Ф. Крейслера в Вене и имени Я. Сибелиуса в Хельсинки, – что стало подтверждением международного статуса музыканта. В 2013 году, одержав безоговорочную победу на конкурсе Monte Carlo Violin Masters в Монако, скрипач завершил конкурсные выступления. На этом закончился ряд из одиннадцати интернациональных соревнований, где Н. Борисоглебский завоевывал высшие награды.
Никита Борисоглебский выступает со многими известными коллективами: Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Национальным филармоническим оркестром России, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Симфоническим оркестром радио и телевидения Финляндии, Филармоническим оркестром Хельсински, Гетеборгским симфоническим оркестром, оркестром Sinfonia Varsovia (Польша), Национальным оркестром Бельгии, Брюссельским филармоническим оркестром, Камерным оркестром Валлонии (Бельгия), оркестром Венского радио, камерным оркестром Kremerata Baltica, Симфоническим оркестром Северо-немецкого радио, Лондонским камерным оркестром, Московским камерным оркестром Musica Viva и рядом других российских и зарубежных коллективов.
Музыкант сотрудничает с известнейшими дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Владимир Федосеев, Владимир Понькин, Александр Ведерников, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Максим Венгеров, Пол Гудвин, Жилбер Варга, Эри Клас, Конрад ван Альфен, Давид Афхам, Ханну Линту, Якко Куусисто и другие.
С 2007 года музыкант является эксклюзивным артистом Московской филармонии, а с 2011 года интересы Н. Борисоглебского на территории Европы, Америки и Азии представляет крупнейшее лондонское агентство IMG Artists.
С 2010 года Н. Борисоглебский сотрудничает с франко-бельгийской звукозаписывающей компанией Outhere. Уже вышло два CD скрипача под лейблом Fuga Libera: Концерт Анри Вьетана № 3 с Филармоническим оркестром Льежа (в полном собрании скрипичных концертов А. Вьетана) и монографический диск Эдуарда Лало с его «Испанской симфонией», Сонатой соч. 12 и миниатюрами при участии оркестра Sinfonia Varsovia, Огюстэна Дюмэ за дирижерским пультом и пианиста Жана-Филиппа Коллара. Диск с музыкой Э. Лало был отмечен высшим баллом в рецензии авторитетного музыкального журнала Diapason во Франции.
Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. После окончания Московской консерватории имени П. И. Чайковского (2005) и аспирантуры (2008) под руководством профессора Эдуарда Грача и Татьяны Беркуль, он был приглашен профессором Огюстэном Дюмэ на стажировку в Колледж музыки имени Королевы Елизаветы в Бельгии. Позднее скрипач стажировался у профессора Анны Чумаченко в Академии г. Кронберг (Германия).
Успехи Н. Борисоглебского были отмечены различными международными и российскими наградами: фонда исполнительского искусства фирмы Yamaha, фонда поддержки молодых музыкантов фирмы Toyota, фондов «Русское исполнительское искусство» и «Новые имена», правительства России и Ученого совета Московской консерватории. В 2009 году артист был отмечен наградой «Скрипач года» от «Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина» (США). В 2010 году российская газета «Музыкальное обозрение» объявила Никиту Борисоглебского «Персоной года».
В 2011 году последовали новые признания: почетная награда Virtuoso от итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона) и медаль Яна Сибелиуса от фонда имени Я. Сибелиуса (Финляндия).
В нынешнем году маэстро Александр Ведерников отметил полувековой юбилей. Он родился 11 января 1964 года в Москве, в семье выдающегося певца, солиста Большого театра, народного артиста СССР Александра Ведерникова (прославившегося исполнением партий Ивана Сусанина, Бориса Годунова и Кутузова в опере Прокофьева «Война и мир») и органистки, профессора Московской консерватории Натальи Гуреевой. Несомненно, решающую роль в его жизни и карьере сыграли как семейные традиции, так и великие традиции русского музыкального искусства.
В 1988 Александр Ведерников окончил Московскую консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Леонида Николаева), в 1990-м — аспирантуру.
В 1988–1990 гг. работал в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1988–1995 гг. — ассистент главного дирижера и второй дирижер Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР (с 1993 года — БСО им. П. И. Чайковского), с которым выступал в России, Австрии, Германии, Греции, Великобритании и Турции. В 1995 году он стоял у истоков оркестра «Русская филармония» (вначале оркестр телекомпании ТВ-6, с 2001 — симфонический оркестр Москвы «Русская филармония») и до 2004 года был его главным дирижером и художественным руководителем.
С 2001 по 2009 гг. Александр Ведерников занимал пост главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра России и внес немалую лепту в достижения театра этих лет. Он был дирижером-постановщиком спектаклей «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Летучий голландец» Вагнера, «Фальстаф» Верди, «Турандот» Пуччини, «Руслан и Людмила» Глинки в оригинальной редакции, «Борис Годунов» в авторской редакции и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (совместно с Оперным театром г. Кальяри, Италия), «Война и мир», «Огненный ангел» и «Золушка» Прокофьева, «Дети Розенталя» Десятникова.
Ведерников постоянно дирижировал концертами симфонического оркестра Большого театра, в которых прозвучали сюиты из «Золушки» Прокофьева, «Осуждение Фауста» Берлиоза, Реквием Верди, фрагменты из опер Вагнера, сочинения Р. Штрауса, Берга, Шостаковича, Свиридова. Под управлением Ведерникова оркестр ГАБТ успешно гастролировал в Афинах, Гамбурге и Париже в феврале 2008 года. Во время гастролей Большого театра в Ковент-Гарден (Лондон, июль 2006 года, с «Огненным ангелом» и «Борисом Годуновым») критики особо отмечали исключительное звучание оркестра. Столь же благоприятными были отзывы о концертах симфонического оркестра во время гастролей ГАБТ в театре Ла Скала.
Дирижер стоял за пультом лучших оркестров России, в т. ч. Государственного академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Несколько лет (начиная с 2003) входил в дирижерскую коллегию Российского национального оркестра, с которым гастролировал во Франции, Германии и США. В январе 2004 года во время тура РНО по США Александр Ведерников дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле и вашингтонском Кеннеди-центре.
В годы руководства Большим театром значительно укрепилась международная репутация дирижера. В качестве приглашенного маэстро он постоянно востребован ведущими оркестрами мира. В их числе оркестры BBC, Радио Франс, Джузеппе Верди в Милане, NHK (Япония), Итальянской Швейцарии (выступления с Мартой Аргерих в ее проекте в Лугано), Нидерландской филармонии и Нидерландского радио, Чешской филармонии, Баварского радио, Бирмингемский симфонический, Лондонский филармонический, Гетеборгский симфонический, Датский национальный симфонический, филармонические оркестры Сиднея, Токио и Китая, Дрезденская Государственная капелла, Монреальский симфонический, Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне и многие другие. Недавно Ведерников дебютировал с Оркестром де Пари и Борнемутским симфоническим оркестром.
С сентября 2009 года Александр Ведерников — главный дирижер Симфонического оркестра г. Оденсе (Дания).
В качестве оперного дирижера Ведерников — частый гость в Берлинской комической опере, театрах Италии (миланский Ла Скала, Ля Фениче в Венеции, Театро Коммунале в Болонье, Театро Реджио в Турине, Римская опера), лондонском Ковент-Гарден, Парижской национальной опере. В апреле 2005 года он дебютировал в Опера Бастий как музыкальный руководитель новой постановки «Бориса Годунова» (режиссер Франческа Замбелло). В 2010 году состоялся дебют маэстро в Финской опере («Евгений Онегин»), в сезоне 2012/2013 — в Цюрихской опере («Сельская честь» и «Паяцы»), а в прошедшем сезоне — в Метрополитен опера («Евгений Онегин»).
Александр Ведерников — признанный мастер исполнения русской музыки. Широко известны его глубокие интерпретации оперных и симфонических шедевров Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Дирижер постоянно включает в программы своих выступлений сочинения Свиридова, Вайнберга, Бориса Чайковского.
Записи Ведерникова выпущены звукозаписывающими компаниями EMI, Russian Disk, Agora, ARTS, Triton, Polygram/Universal. В 2003 г. он заключил контракт с голландской фирмой PentaTone Classics, специализирующейся на производстве дисков в формате SuperAudio CD (записаны «Руслан и Людмила» Глинки, «Щелкунчик» Чайковского, фрагменты из опер и сюиты из балетов русских композиторов). В 2007 году записал для лейбла EMI Первый фортепианный концерт Шостаковича (солистка Марта Аргерих).
В 2007 году Александру Ведерникову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
3 февраля 2015, начало в 19:00
Большой зал консерватории
Владимир Спиваков и Николай Луганский. Скрипка и фортепиано. Выдающиеся музыканты представили 29 января в Концертном зале имени Чайковского программу под названием «Час Шуберта». Чайковский восторженно писал о «роскоши фантазии, резко очерченной самобытности» этого рано ушедшего из жизни композитора, первого в истории музыки романтика. Франц Шуберт умер в 1828-м, в возрасте неполных 32 лет. В расцвете сил и таланта, но в полной безвестности, не узнав, что такое успех и слава. И не услышав большей части своих сочинений, которые звучат уже много десятилетий в лучших концертных залах мира.
В том, что «звуки рождают мысли», Шуберт был убежден, и даже назвал так одну из своих песен, которые создавал на протяжении всей жизни, и ими прославился. Но ни одна из них не прозвучала на этом концерте. «Час Шуберта» посвятили его объёмным, многослойным произведениям.
«Это невероятно трудно, физически неудобно, потому что он не был таким пианистом-виртуозом как Шопен, Лист, Рахманинов, человеком, которому подвластно всё на рояле, и произведения которых, как бы сложно они не были написаны, играть невероятно удобно. Здесь этого нет. Он гений музыки, он не думает об удобстве исполнителя, не думает, насколько это нарядно, красиво одето, он думает о сути музыки – то есть, музыка гениальная, но играть невероятно сложно», – комментирует Николай Луганский.
Николай Луганский в полумраке сцены как проводник в прошлое, к тем знаменитым Шубертиадам – встречам друзей композитора. Владимир Спиваков, который чаще на сцену выходит с дирижерской палочкой, чем со смычком, для Шуберта сделал исключение.
«Это совершенно потрясающий композитор, он во всех жанрах обозначил себя как гений. Его музыка – как чистая детская слеза. Каждый раз что-то такое происходит с организмом, он входит в какую-то гармонию... всё встаёт на свои места», – замечает Владимир Спиваков.
Владимир Спиваков сыграл и продирижировал почти всеми сочинениями Шуберта – маленькими пьесами, симфониями, его духовной музыкой. В этот вечер волнение смешивается с переживаниями – как воспримут этого, камерного, не очень известного, загадочного Шуберта.

Кликните на фото для просмотра видео на канале НФОР в YouTube.
http://www.youtube.com/user/NFORossii/.
Инициированный пять лет назад митрополитом Волоколамским Иларионом и руководителем Дома музыки Владимиром Спиваковым Рождественский, фестиваль завершался в этот раз на печальной ноте – кульминационный концерт посвятили памяти Елены Образцовой. Выбирая произведения для финального аккорда фестиваля, Спиваков руководствовался тем, что одним из принципов этого уникального музыкального марафона по умолчанию является наведение мостов между культурами, конфессиями и эпохами.
Два масштабных сочинения – кантата
«Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева и
реквием до-минор Луиджи Керубини встретились в программе концерта, который можно было воспринять как попытку поместить публику в единое пространство, располагающее к нравственно-философским размышлениям. Здесь интересен тот факт, что кантата Танеева никогда не была рассчитана на исполнение в храмах, являясь все-таки сочинением светским, но стилизованным в церковно-певческих традициях. На его написание композитора спровоцировала кончин
а Николая Рубинштейна – Танеев тяжело переживал эту потерю. В качестве литературной основы он взял строки из поэмы
А. Толстого «Иоанн Дамаскин», главной же музыкальной темой стал старинный церковный напев «Со святыми упокой» (в православных храмах исполняется во время панихиды). Реквием Керубини, напротив, создавался именно для богослужений, однако после исполнения был запрещен католическими священнослужителями из-за присутствия в хоре женских голосов. Так или иначе, именно эта заупокойная месса стала отправной точкой для композиторов, создававших реквиемы в последующих поколениях и эпохах.
Владимиру Спивакову удалось полновесно и с минимальными потерями передать суть обоих сочинений, подвижнически следуя за художественными стремлениями композиторов в раскрытии музыкально-драматургических замыслов. Дирижер смог найти то гармоничное состояние хора («Мастера хорового пения» под управлением Льва Кантаровича) и
Национального филармонического оркестра России, в котором ни один из коллективов не перекрывал другой. «Мастера хорового пения» демонстрировали свое понимание всей сложности полифонического языка Танеева. Фрагменты, исполненные a cappella, звучали лирично и возвышенно. Удивительная по красоте «Аве Мария» Верди из «Четырех духовных пьес» в качестве биса, завершила действо.
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается по всему миру ежегодно 27 января. Это международный день поминовения жертв Холокоста – геноцида, приведшего к уничтожению нацистским режимом и его приспешниками шести миллионов евреев, а также многих миллионов людей других национальностей. В этот день в 1945 году силы Красной Армии освободили фашистский концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим). В этом году мероприятие в Европейском парламенте посвящено шестьдесят девятой годовщине его освобождения.
27 января 2014 года, в Европейском парламенте в Брюсселе состоялась официальная памятная церемония, посвящённая Международному дню памяти жертв Холокоста. Мероприятие проводилось совместно Европейским парламентом и Европейским еврейским конгрессом. Памятное мероприятие проходило в зале комплекса зданий Европейского парламента, названного в честь Yehudi Menuhin (Иегуди Менухин).
Иегуди Менухин был выдающимся скрипачом и дирижёром. Он был сыном раввина Мойше Менухина, уроженца Гомеля, его мать Марута Шер была уроженкой Ялты. Иегуди Менухин выступал во время Второй мировой войны перед войсками союзников, дал свыше 500 концертов. В апреле 1945 года вместе с Бенджамином Бриттеном выступил перед бывшими узниками освобожденного британскими войсками концлагеря Берген-Бельзен. Как знак примирения, дал в 1947 году в послевоенной Германии концерт с Вильгельмом Фуртвенглером, обвинявшимся в свое время в сотрудничестве с гитлеровским режимом.
«Сегодня собралось много депутатов, пришел глава нашей фракции — Джанни Питтелла, вице-президент группы Энрике Геррейро. Часть мероприятия была прямой трансляцией концерта Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Они играли так, что к горлу подкатывал ком. А потом была прямая трансляция выступлений разных политиков, включая председателя Европейского парламента Мартина Шульца, резидентов Болгарии и Чехии, спикера Кнессета Израиля (Юлия Эдельштейна)», — рассказывает депутат Европейского парламента Андрей Мамыкин.
В рамках 4-го Международного форума "Let My People Live", организованного Еврейским европейским конгрессом, Национальный филармонический оркестр России даст свой единственный концерт в столице Чехии. Мероприятие пройдет 26 и 27 января, в Международный день Холокоста. На форум съедутся главы многих европейских государств, а также политическая элита со всего мира. С полным составом оркестра Маэстро Спиваков исполнит "Желтые звезды" Исаака Шварца, а перед минутой молчания, солистами Национального филармонического оркестра России будет исполнена Ария из 3-й сюиты Баха.
В Московском международном доме музыке состоялся вечер под названием «Час Баха». Полное собрание сочинений гениального немца, заметим, – это 45 томов партитур, около семи суток беспрерывного звучания, почти 170 часов. Прошедший концерт – всего один час. Маэстро Владимир Спиваков берётся за дело почти как Архимед, которому не хватало только точки опоры. Для того чтобы перевернуть привычный мир ему достаточно одного часа. И достойных партнёров на сцене. Звучали малознакомые сочинения для малых, камерных коллективов.
Две скрипки, виолончель, клавесин и арии на немецком. Именно так исполнялись кантаты и мессы Иоганна Себастьяна Баха в XVIII веке. Владимир Спиваков постарался создать максимально аутентичный «Час Баха». Шестьдесят минут пронзительной молитвенной музыки великого композитора.
«Бах актуален всегда, – убеждён Владимир Спиваков. – Он создает удивительную атмосферу, очень важную для человеческого бытия, он создает гармонию души».
Сочинять духовную музыку Бах начал рано. В 18 лет он становится смотрителем органа церкви немецкого городка Арнштадт. Там он начал экспериментировать. Поначалу даже пугал прихожан – публика жаловалась, что исполнение Баха было слишком вольным. Он любил импровизировать прямо во время церковных служб. Но вскоре новаторство молодого композитора поняли и оценили. По словам музыкантов, играть Баха – как осваивать космос. Очень трудно и бесконечно радостно.
«Эта музыка сама настраивает человека на определенный лад. После этого тебе становится легче жить. Это как мантры», – говорит скрипач Тимур Пирвердиев.
Самая крупная и очень важная часть в наследии легендарного композитора – его духовные кантаты. Их около трех сотен. Кантаты Бах писал к каждому дню церковного календаря для всех приходов, в которых работал. Арии прозвучали в исполнении сопрано Анастасии Белуковой.
Программу «Час Баха» Владимир Спиваков впервые исполнил в 2009 году на фестивале в Кольмаре. С тех пор в исполнении Спивакова она звучит во многих городах мира. Следующая точка на карте – Берлин. В мае с этой программой маэстро выступит там на сцене филармонии.

Кликните на фото для просмотра видео на канале НФОР в YouTube.
http://www.youtube.com/user/NFORossii/.
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Художественный руководитель – Лев Конторович
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель – Владимир Спиваков
Дирижер –Владимир СПИВАКОВ
В программе:
Танеев. «12 хоров a cappella на стихи Якова Полонского», соч. 27
«Иоанн Дамаскин», кантата для смешанного хора и оркестра на слова А. Толстого, соч. 1
Керубини. Реквием №1 для смешанного хора и оркестра до минор (Памяти Людовика XVI)
Уникальный фестиваль, приуроченный к празднованию Рождества Христова, призван стать одним из важнейших шагов на пути приобщения публики к многовековым традициям христианской музыкальной культуры. Не случайно Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России ежегодно представляют на закрытии форума музыкальные произведения разных эпох, культур и церковных традиций.
19:00 23 января 2015 г.
Светлановский зал Дома музыки
ВЛАДИМИР СПИВАКОВ,скрипка
Анастасия БЕЛУКОВА, сопрано
Тимур ПИРВЕРДИЕВ, скрипка
Дмитрий ПРОКОФЬЕВ, виолончель
Зоя АБОЛИЦ, фортепиано
Абонемент «Час Баха» предлагает слушателям особый взгляд на музыку гениального композитора. Это Бах не монументальных «Страстей» или Высокой мессы, не Бах, поражающий интеллектуальной мощью своих контрапунктических построений или размахом органных фантазий. Три концерта дают возможность ощутить в творениях великого немца трогательное смирение, возвышенное и чистое религиозное чувство, радость земного бытия и мудрость в приятии смерти.
Первый из подобных концертов в Доме музыки прошел в декабре 2009 года: тогда «Час Баха» подарил меломанам встречу с маэстро Владимиром Спиваковым и его соратниками по сцене – сопрано Анастасией Белуковой, пианисткой Зоей Аболиц и солистами Национального филармонического оркестра России Еремеем Цукерманом (скрипка) и Дмитрием Прокофьевым (виолончель). В руках Владимира Спивакова звучала скрипка работы Антонио Страдивари – великолепный инструмент, который предоставили ему в пожизненное пользование меценаты, поклонники его таланта. Нынешний абонемент снова дарит редкую для москвичей возможность услышать маэстро со скрипкой в камерном репертуаре.
Арии из баховских кантат в первом концерте цикла вновь прозвучат в исполнении сопрано Анастасии Белуковой, солистки театра «Новая опера». Молодая певица имеет лауреатские звания, полученные на международных конкурсах, молодежную премию «Триумф». С ариями Баха она с успехом выступила на фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре, участвовала в исполнении «Рождественской оратории» на фестивале «Музыка И.С. Баха» в Доме музыки. Контраст возвышенной лирике кантат составит динамичная соната для скрипки и клавесина ля мажор в интерпретации Владимира Спивакова и Зои Аболиц.
19:00 21 января 2015 г.
Камерный зал Дома Музыки
22 января 2015г. состоится прослушивание на должность заместителя концертмейстера группы флейт.
Претенденты должны подготовить для прослушивания 1-2 из следующих произведений:
Моцарт. Концерт № 1 для флейты с оркестром соль-мажор, 1 часть или 2 и 3 части
Моцарт. Концерт № 2 для флейты с оркестром ре-мажор, 1 часть или 2 и 3 части
Бах. Соната № 5 ми-минор, 1 и 2 или 3 и 4 части
Бах. Соната № 6 ми-мажор, 1 и 2 или 2 и 4 части
Произведение виртуозного характера в жанре сюиты, фантазии, концертного произведения для флейты соло.
Запись на прослушивание и справки по телефону: +7 495 730-13-67.
В апреле текущего года в Ереване пройдет фестиваль "Владимир Спиваков приглашает", посвященный 100-летию Геноцида армян. В рамках фестиваля в столице Армении будет дано 3 концерта с участием Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова.
В концертую программу включены "Песни об умерших детях" Г. Малера на стихи Ф. Рюккерта, "Реквием" Моцарта, "Сцены сумасшествия" в мировом оперном репертуаре, "Час Чаплина". Солисты: Анна Аглатова (сопрано), Альбина Шагимуратова (сопрано), Алексей Неклюдов (тенор), Маттиас Гёрне (бас-баритон, Германия). Концерты пройдут 14-16 апреля в Национальном академическом театре оперы и балета им.Спендиарова.