Sudkurier
09.12.2011
Захватывающая встреча востока и запада
Абсолютно радостное настроение в трех бисах: с задорным воодушевлением отправился мощный симфонический оркестр на чужое поле, продемонстрировав все лучшее, что могут показать ответственные музыканты даже в скромных пьесах, которые они пробуждают к жизни для широкой аудитории, без натуги и с прекрасным звуком. «Грустный вальс» Сибелиуса превратился в богатую резьбой шкатулку с драгоценностями, за которой последовала ироничная транскрипция Шостаковича милой польки Иоганна Штрауса. Дирижер Владимир Спивков, уверенный и полный жизни, не боящийся лишних движений, царил на подиуме. То готовый к бою тореадор, то скромный рыцарь – мастер силуэтного портрета с вариациями.
Первое отделение концерта Национального филармонического оркестра России проходило, однако, под знаком солиста-инструменталиста. «Вариации на тему рококо» для виолончели и оркестра П.И.Чайковского оказались идеальной площадкой для игры струнных инструментов. Семь богатых контрастами вариаций позволили молодому французу Готье Капюсону, который в мае выступит в качестве солиста с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля, проявить свой огромный талант. Он играл безо всякой показухи, с хорошо обдуманной агогикой, с большей концентрацией, и, прежде всего, с технической отточенностью, с блеском и продуманностью.
Хотя французский писатель и музыкальный критик Ромен Роллан отозвался несколько пренебрежительно о произведениях Камиля Сен-Санса, его виолончельный концерт № 1 оказался разнообразным по звучанию и инструментовке коллажем, в котором соло виолончели все время переплетается с полнозвучным оркестром. Ощущалось идеальное взаимопонимание между дирижером и солистом…
Именно Девятая симфония! Так символично и так многозначительно после Бетховена и многих композиторов-романтиков. Для Шостаковича Девятая симфония была выражением его собственных настроений в тяжелый период между окончанием войны и юбилеем Сталина. Результатом стало очередное запрещение его сочинений и отстранение от преподавательской деятельности. Это произведение вернулось в концертные залы лишь после смерти Сталина в1953 г
До конца своей жизни (1975 г.) великий русский композитор успел написать 15 симфоний, но Девятой симфонией он воздвиг себе памятник: она так резка, в ней такое звучание медных духовых, без малейшей передышки для музыкантов и слушателей, что она кажется подробным изложением основного замысла. Но богатство ее содержания поражает… В нахально-веселом Allegro ни один инструмент не дает другому ни слова сказать, идет пустая болтовня, и вдруг - какое-то дуновение, малый барабан вызывает в памяти мрачное, но уже преодоленное военное время. Спиваков и его основанный в2003 г. Национальный филармонический оркестр пустили здесь в ход все средства, чтобы с явным удовольствием продемонстрировать всю широту и глубину богатой контрастами инструментовки. Музыкальный мятеж и в Moderato, часть 2. Вместо традиционной элегической музыкальной линии при умеренном темпе полный отчаяния композитор путает все ожидания слушателей и предлагает малопонятную тему. Музыкальное мастерство достигает новых вершин в Scherzo вплоть до могучего финала: мощные резкие духовые, парад победы как карикатура.
Балетная сюита Прокофьева № 3 предоставила новое пространство для творческого осмысления – глубина, красочность, рождаемые насыщенным звуком. Замечательный унисон струнных. Небольшие вступления духовых и ударных. Спиваков на пике владения звуковым пространством как художник музыки. Приятно для глаз, вдохновенно для слуха.
Эва-Мария Шпиндлер