Приношение Стравинскому

31 октября 2017 | Концертный зал им. П.И. Чайковского
Абонемент НФОР (№16)
К 135-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Художественный руководитель – Лев Конторович
Дирижер – Владимир Спиваков
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»
Стравинский. Дивертисмент из балета «Поцелуй феи»
Стравинский. «Симфония псалмов»

КУПИТЬ БИЛЕТ

В 2017 году отмечается 135-летие со дня рождения Игоря Федоровича Стравинского. Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр России и «Мастера хорового пения» посвящают этой дате специальную программу, в которой прозвучат выдающиеся произведения Стравинского и его учителя Николая Андреевича Римского-Корсакова, у которого будущий автор «Весны священной» брал уроки в 1904–1906 годах.

В симфонической сюите «Шехеразада» по арабским сказкам «Тысяча и одна ночь» Римский-Корсаков не стремился передать арабский колорит или последовательно отображать сюжеты сказок – он хотел лишь написать некий узнаваемый портрет Востока средствами западноевропейской музыки и отдать дань уважения всей восточной культуре. Будучи феноменальным знатоком оркестра, Римский-Корсаков создал невероятно красочную партитуру, в которой основные темы, характеризующие главных героев – султана Шахриара и его юную жену Шехеразаду, проходят сквозь все части, изменяя свой облик.

«Поцелуй феи», «аллегорический балет в четырех картинах, вдохновленный музыкой Чайковского», создавался Стравинским к 35-летию со дня смерти композитора, и это обусловило использование в балете собственно музыки Петра Ильича. Основой послужили фрагменты «Пиковой дамы», «Спящей красавицы», несколько вокальных произведений и фортепианных пьес, в том числе из «Детского альбома», и т.д. Стравинский сам подобрал фантастический сюжет (по его мнению, родственный сюжетам балетов Чайковского), обратившись к сказкам Г.Х. Андерсена и выбрав «Снежную королеву». Затем при содействии Александра Бенуа (художника-постановщика спектакля) он составил либретто, проведя аллегорию: «Муза точно так же отметила великого композитора своим роковым поцелуем, таинственная печать которого ощутима во всех его творениях». Премьерой автор дирижировал сам; впоследствии часто включал в программы сюиту (дивертисмент) из балета, специально созданную им для концертной практики.

«Симфония псалмов» Стравинского написана по просьбе дирижера Сергея Кусевицкого к 50-летию руководимого им Бостонского симфонического оркестра. На титульном листе Стравинский, ставший в 1926 году прихожанином Русской Православной Церкви, поместил свой комментарий: «Эта симфония сочинена во славу Господа». Первоначально он обратился к русской Псалтири, но в конечном счете написал симфонию на тексты псалмов из Вульгаты (Vulgata versio, латинского перевода Священного Писания блаженного Иеронима). Для создания особого, «аскетичного» звукового образа он использует смешанный хор и оркестр, исключив из него  скрипки, альты и кларнеты и добавив два рояля. Эту работу композитор начал, по собственному признанию, «в состоянии религиозного и музыкального экстаза».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *