Ау, мы ищем маэстро!

Ау, мы ищем маэстро!В декабре 2017 года завершается набор дирижеров в стажерскую группу Национального филармонического оркестра России, объявленный в середине лета. Новую команду будет курировать бывший стажер, а ныне постоянный дирижер НФОР, дирижер Большого театра, доцент РАМ имени Гнесиных Александр Соловьев.

В мае 2005 года в репетиционном зале столичного Дома музыки состоялась необычная встреча: перед Национальным филармоническим оркестром России на дирижерском подиуме стоял 16-летний юноша и в течение часа объяснял и показывал опытным мафусаилам, как играть Первую симфонию Брамса. Убеждал, заражал энтузиазмом, порой обескураживал, порой восхищал, но порадовал умением «не раздражать».

С течением времени этот юноша – Азиз Шохакимов – стал дирижером с европейской известностью, завоевал серебро на конкурсе имени Г. Малера в Бамберге и выиграл конкурс Зальцбургского фестиваля, затем получил из Дюссельдорфа приглашение работать в Немецкой опере на Рейне.

Следом за Азизом за пульт НФОР вставали другие маэстро, постигающие искусство управления оркестром. Так начиналась дирижерско-стажерская программа НФОР, через которую с тех пор прошло более 20 человек. О многих из них сегодня говорят с гордостью, и не только в этом оркестре, но и в других ведущих симфонических, камерных коллективах и театральных труппах, с которыми успешно работают вчерашние стажеры. В их числе Александр Соловьев, Алексей Богорад, Денис Власенко, Алевтина Иоффе, Константин Хватынец, Алексей Петров, Алексей Верещагин, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Филипп Чижевский и другие.

Московская пресса и специалисты тогда единодушно отметили важность этой инициативы, оценив ее как нужную, долгожданную акцию, призванную поддержать талантливую молодежь в ее профессиональном становлении в одной из самых сложных музыкальных профессий. Отдали должное попыткам взрастить дефицитные по нашим временам кадры «на производстве».

«Серьезнейшая проблема заключается в том, что, обучаясь в консерватории, студент-дирижер почти не имеет выхода к оркестру – то есть к своему инструменту, – говорил в 2008 году автор и идеолог дирижерско-стажерской программы НФОР, директор оркестра Георгий Агеев. – Перефразируя классиков марксизма, дирижеры в процессе обучения отчуждены от своих средств производства. Такой ситуации нет ни в одной исполнительской профессии: пианисты, скрипачи могут и должны репетировать каждый день, а начинающий дирижер такой возможности лишен. Худруки ведущих оркестров как правило не стремятся передать кому-то свой опыт, более того, на пушечный выстрел не подпускают к своим коллективам начинающих дирижеров… Как только дирижер заканчивает учебное заведение, выясняется, что он не нужен ни в качестве штатного дирижера, ни даже в качестве стажера или ассистента нигде – ни в оперных театрах, ни в симфонических оркестрах. Таким образом, мне дирижер видится наиболее трагической фигурой концертно-филармонической жизни».

Летом 2017 года руководство НФОР объявило о новом созыве дирижерско-стажерской группы. Было подано около 40 заявок, в результате предварительного отбора (по видео и по итогам собеседования) в финал вышли восемь молодых, но уже титулованных дирижеров, завоевавших награды на международных конкурсах и занявших штатные позиции в известных оркестрах и музыкальных театрах. Это россияне Арсентий Ткаченко, Анна Ракитина, Сергей Акимов, Ариф Дадашев, Петр Гладыш и представители Беларуси Дмитрий МатвиенкоЮрий Караваев и Александр Хумала.

Шесть из восьми кандидатов 5-6 декабря 2017 года проведут с оркестром открытые репетиции, затем музыканты НФОР голосованием выберут достойных. Им предстоит играть весьма непростые произведения Брукнера, Брамса, Цемлинского и Чайковского.

Оставшиеся два кандидата проведут свои репетиции в конце декабря. Окончательное решение о составе группы вынесут художественный руководитель НФОР Владимир Спиваков, директор НФОР Георгий Агеев и новый руководитель стажерской группы Александр Соловьев.

Программа репетиций и биографии участников – на сайте НФОР.

Георгий Агеев комментирует предстоящую акцию.

– Сколько стажеров в итоге вы намерены принять в группу?

– Столько, сколько захочет оркестр – для этого мы проводим голосование. Но вообще мы надеемся, что пройдут все восемь кандидатов. С каждым из них у нас уже сложилась некая история взаимоотношений. У кого-то оказались более интересные видеозаписи, кто-то ярче проявил себя на собеседовании. Все они достойные, многообещающие музыканты, и я уверен, что будет очень любопытно увидеть их в работе.

– На репетициях будут звучать достаточно сложные произведения…

– Да, мы предложили выбор из шести симфонических партитур, которые НФОР исполняет в нынешнем сезоне, причем не из программ Владимира Теодоровича. Все они примерно равнозначны по хронометражу и по степени сложности. Будут ли наши кандидаты проходить партитуру насквозь или работать над отдельной частью, оттачивать какие-то фрагменты – все это на их усмотрение.

– Чем будут заниматься стажеры после зачисления в группу?

– Подразумевается теоретическая и практическая часть программы. Прежде всего стажеры смогут посещать репетиции Владимира Спивакова и других дирижеров, проводить встречи, обсуждать записи. Дискуссионный клуб. Отчасти он поможет восполнить существующий в этой области дефицит профессионального общения.

С практической стороны – постепенное вовлечение стажеров в репетиционный процесс под руководством Александра Соловьева и в перспективе – профессиональный дебют с НФОР лучших участников группы.

Мы также не исключаем возможности проведения гала-концерта дирижеров-стажеров или возрождения цикла концертов «Знай наших!», который вызвал в свое время большой интерес слушателей.

Мы не скрываем, что лидеры, достойные поощрения, будут иметь преференции. Однако все без исключения стажеры обязательно получат рекомендации для конкурсов или трудоустройства, содействие в получении ангажементов. Мы всегда разными способами стараемся участвовать в судьбе наших подопечных.

– Понятно, чем стажерская программа интересна для участников. А что она дает оркестру?

– Причастность к факту рождения высокого профессионала, который в недалеком будущем будет достойно представлять свою профессию и свою страну. Это ощущение причастности к большим проектам, вовлеченность в актуальные процессы, происходящие в искусстве, и даже некая возможность вписать свою страничку в историю российской исполнительской школы.

Через наш оркестр прошло множество способных людей – вокалистов, инструменталистов и дирижеров, и, будем честны, не всегда этот процесс (особенно на начальных этапах) приносил музыкантам оркестра удовольствие и радость творчества. Однако, в конечном счете, из всех артистов, поддержанных НФОР, ни один не оказался пустышкой.

Татьяна Давыдова, портал ClassicalMusicNews

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *