(Русский) Ау, мы ищем маэстро!

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ау, мы ищем маэстро!В декабре 2017 года завершается набор дирижеров в стажерскую группу Национального филармонического оркестра России, объявленный в середине лета. Новую команду будет курировать бывший стажер, а ныне постоянный дирижер НФОР, дирижер Большого театра, доцент РАМ имени Гнесиных Александр Соловьев.

В мае 2005 года в репетиционном зале столичного Дома музыки состоялась необычная встреча: перед Национальным филармоническим оркестром России на дирижерском подиуме стоял 16-летний юноша и в течение часа объяснял и показывал опытным мафусаилам, как играть Первую симфонию Брамса. Убеждал, заражал энтузиазмом, порой обескураживал, порой восхищал, но порадовал умением «не раздражать».

С течением времени этот юноша – Азиз Шохакимов – стал дирижером с европейской известностью, завоевал серебро на конкурсе имени Г. Малера в Бамберге и выиграл конкурс Зальцбургского фестиваля, затем получил из Дюссельдорфа приглашение работать в Немецкой опере на Рейне.

Следом за Азизом за пульт НФОР вставали другие маэстро, постигающие искусство управления оркестром. Так начиналась дирижерско-стажерская программа НФОР, через которую с тех пор прошло более 20 человек. О многих из них сегодня говорят с гордостью, и не только в этом оркестре, но и в других ведущих симфонических, камерных коллективах и театральных труппах, с которыми успешно работают вчерашние стажеры. В их числе Александр Соловьев, Алексей Богорад, Денис Власенко, Алевтина Иоффе, Константин Хватынец, Алексей Петров, Алексей Верещагин, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Филипп Чижевский и другие.

Московская пресса и специалисты тогда единодушно отметили важность этой инициативы, оценив ее как нужную, долгожданную акцию, призванную поддержать талантливую молодежь в ее профессиональном становлении в одной из самых сложных музыкальных профессий. Отдали должное попыткам взрастить дефицитные по нашим временам кадры «на производстве».

«Серьезнейшая проблема заключается в том, что, обучаясь в консерватории, студент-дирижер почти не имеет выхода к оркестру – то есть к своему инструменту, – говорил в 2008 году автор и идеолог дирижерско-стажерской программы НФОР, директор оркестра Георгий Агеев. – Перефразируя классиков марксизма, дирижеры в процессе обучения отчуждены от своих средств производства. Такой ситуации нет ни в одной исполнительской профессии: пианисты, скрипачи могут и должны репетировать каждый день, а начинающий дирижер такой возможности лишен. Худруки ведущих оркестров как правило не стремятся передать кому-то свой опыт, более того, на пушечный выстрел не подпускают к своим коллективам начинающих дирижеров… Как только дирижер заканчивает учебное заведение, выясняется, что он не нужен ни в качестве штатного дирижера, ни даже в качестве стажера или ассистента нигде – ни в оперных театрах, ни в симфонических оркестрах. Таким образом, мне дирижер видится наиболее трагической фигурой концертно-филармонической жизни».

Летом 2017 года руководство НФОР объявило о новом созыве дирижерско-стажерской группы. Было подано около 40 заявок, в результате предварительного отбора (по видео и по итогам собеседования) в финал вышли восемь молодых, но уже титулованных дирижеров, завоевавших награды на международных конкурсах и занявших штатные позиции в известных оркестрах и музыкальных театрах. Это россияне Арсентий Ткаченко, Анна Ракитина, Сергей Акимов, Ариф Дадашев, Петр Гладыш и представители Беларуси Дмитрий МатвиенкоЮрий Караваев и Александр Хумала.

Шесть из восьми кандидатов 5-6 декабря 2017 года проведут с оркестром открытые репетиции, затем музыканты НФОР голосованием выберут достойных. Им предстоит играть весьма непростые произведения Брукнера, Брамса, Цемлинского и Чайковского.

Оставшиеся два кандидата проведут свои репетиции в конце декабря. Окончательное решение о составе группы вынесут художественный руководитель НФОР Владимир Спиваков, директор НФОР Георгий Агеев и новый руководитель стажерской группы Александр Соловьев.

Программа репетиций и биографии участников – на сайте НФОР.

Георгий Агеев комментирует предстоящую акцию.

– Сколько стажеров в итоге вы намерены принять в группу?

– Столько, сколько захочет оркестр – для этого мы проводим голосование. Но вообще мы надеемся, что пройдут все восемь кандидатов. С каждым из них у нас уже сложилась некая история взаимоотношений. У кого-то оказались более интересные видеозаписи, кто-то ярче проявил себя на собеседовании. Все они достойные, многообещающие музыканты, и я уверен, что будет очень любопытно увидеть их в работе.

– На репетициях будут звучать достаточно сложные произведения…

– Да, мы предложили выбор из шести симфонических партитур, которые НФОР исполняет в нынешнем сезоне, причем не из программ Владимира Теодоровича. Все они примерно равнозначны по хронометражу и по степени сложности. Будут ли наши кандидаты проходить партитуру насквозь или работать над отдельной частью, оттачивать какие-то фрагменты – все это на их усмотрение.

– Чем будут заниматься стажеры после зачисления в группу?

– Подразумевается теоретическая и практическая часть программы. Прежде всего стажеры смогут посещать репетиции Владимира Спивакова и других дирижеров, проводить встречи, обсуждать записи. Дискуссионный клуб. Отчасти он поможет восполнить существующий в этой области дефицит профессионального общения.

С практической стороны – постепенное вовлечение стажеров в репетиционный процесс под руководством Александра Соловьева и в перспективе – профессиональный дебют с НФОР лучших участников группы.

Мы также не исключаем возможности проведения гала-концерта дирижеров-стажеров или возрождения цикла концертов «Знай наших!», который вызвал в свое время большой интерес слушателей.

Мы не скрываем, что лидеры, достойные поощрения, будут иметь преференции. Однако все без исключения стажеры обязательно получат рекомендации для конкурсов или трудоустройства, содействие в получении ангажементов. Мы всегда разными способами стараемся участвовать в судьбе наших подопечных.

– Понятно, чем стажерская программа интересна для участников. А что она дает оркестру?

– Причастность к факту рождения высокого профессионала, который в недалеком будущем будет достойно представлять свою профессию и свою страну. Это ощущение причастности к большим проектам, вовлеченность в актуальные процессы, происходящие в искусстве, и даже некая возможность вписать свою страничку в историю российской исполнительской школы.

Через наш оркестр прошло множество способных людей – вокалистов, инструменталистов и дирижеров, и, будем честны, не всегда этот процесс (особенно на начальных этапах) приносил музыкантам оркестра удовольствие и радость творчества. Однако, в конечном счете, из всех артистов, поддержанных НФОР, ни один не оказался пустышкой.

Татьяна Давыдова, портал ClassicalMusicNews

Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *