Владимир Спиваков интерпретирует «Евгения Онегина»

В.Н. Холопова. «Слыхали ль вы…»
Владимир Спиваков интерпретирует «Евгения Онегина»
Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова выпустил под лейблом Spivakov Sоund запись оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».

«Лирика из лирик», – назвал «Евгения Онегина» П. Чайковского академик Б. Асафьев. «Опера из опер» – мог бы сказать любитель этого жанра. Вершиной лирики опера смогла стать еще и потому, что романтический XIX век, когда она была создана, выделился в истории музыки как апогей чувства. В центре таких поисков был и сам П. Чайковский. Об этом говорят, например, известные слова, которые он написал С. Танееву: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Именно такой, как «по велению свыше», и стала данная опера.

В русской литературе как выдающийся выделился и сам роман Пушкина, который поэт начал создавать в возрасте 24 лет (1823, закончил в 1831-м). Это был роман в стихах, редкая структура в мировой литературе. А уж сама форма лирического стиха обладает признанным свойством художественно возвышать. В. Белинский недаром назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Тем более что у всех пушкинских персонажей были прототипы: у Онегина – П. Чаадаев, у Татьяны – подруга Чаадаева, потом А. Керн, у мужа Татьяны – генерал Керн, у Няни – Арина Родионовна, всем известная няня Пушкина.

Спиваков впервые услышал эту оперу в возрасте 12 лет, в Оперной студии Ленинградской консерватории, и впечатление сохранилось у него на всю жизнь.

Исполнительский коллектив, собранный Спиваковым для данной аудиозаписи, – выдающийся и многократно с ним выступавший. Хибла Герзмава (сопрано), обучавшаяся органу, владеет самым разнообразным оперным, романсовым, а также «популярным» репертуаром. Василий Ладюк (баритон) исполняет и каватину Фигаро, и романсы Чайковского, и партию из «Иоланты» – всего выступлений примерно в 30 операх и кантатно-ораториальных произведениях. Дмитрий Корчак (тенор) демонстрировал и Тарантеллу Россини, и партию из «Любовного напитка» Г. Доницетти, и «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, блистал в десятках ролей по всему миру. К своим ролям отлично подошли и остальные певцы: Николай Диденко (бас), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Екатерина Морозова (сопрано), Максим Остроухов (тенор), Валерий Гильманов (бас).

Сразу же напрашивается впечатление об общей, целостной трактовке оперы, осуществленной Спиваковым в представленной записи. С одной стороны, произведение полностью избавлено от того порой дикого произвола, который стал модным у многих современных режиссеров на оперных подмостках. Например, где-то в конце этой оперы Онегину дают в руки пистолет, чтобы он, видимо, застрелился. С другой стороны, исключаются запетые за десятки лет штампы столь известной музыки Чайковского, так что не возникает инерция слушания, «пропускание мимо ушей».

Спиваков интерпретировал «Онегина» с тем собственным внутренним подходом, который принес произведению свежесть, своеобразную, трудноуловимую современность при бережном сохранении без изменений любой ноты партитуры.

Начнем с того, что дирижер наделил молодыми голосами старшее поколение – Няню Филиппьевну и Ларину-мать, помещицу. По временам «энциклопедии» Пушкина, они и не могли быть старыми. Обеим – и П. Шамаевой, и Е. Морозовой – предложено петь сочными, звучными голосами, отчего музыка выигрывает в своей живости. Обновил Спиваков и Князя Гремина, сделав его партию, несмотря на серьезнейший тембр баса (Н. Диденко), подвижной, активной ролью, отвечающей военному статусу.

Интересной фантазией в опере наделяются хоры: Спиваков вспоминает роль хоров в древнегреческой трагедии, где они комментируют происходящее действие. Этой функции сполна соответствует участвующий значительный коллектив – «Мастера хорового пения» под управлением Л. Конторовича, который отбирает для себя самые высокопрофессиональные голоса.

Пора обратиться и к главным героям.
Татьяна Ларина, которую исполняет Хибла Герзмава, обрисована со всех сторон: охваченная чувством, романтичная, томящаяся, смущенная, серьезная, начитанная, искренняя и при этом смелая (сцена письма). Далее – гордая, верная семейному долгу и всё же не скрывающая своей непреходящей прежней любви (заключительная сцена). Исполнить все эти десятки состояний главной героини оперы с несравненной убедительностью удается Х. Герзмаве, великолепно демонстрирующей гениальность музыки Чайковского.

Евгений Онегин – молодой петербургский дворянин. Его роль поручена Василию Ладюку. Самое первое его появление (вместе с Ленским) наглядно очерчено оркестром: учтивость, вежливость, любезность. Этот стиль продолжатся и в арии Онегина, отвечающего на письмо Татьяны. Почтительно-снисходительный тон Онегина-Ладюка – выдающийся образец фальшиво-благородного характера в музыке.

А в каком тоне Спиваков провел дуэт Ленского с Онегиным «Враги!» из II действия (Корчак и Ладюк)? В ровном полифоническом каноне не выказаны никакие проблески надежды, номер выступает как неотвратимое предрешение трагедии.

Но опера и дальше клонится к трагизму. И самый трагически-впечатляющий эпизод в партии Онегина – заключительная сцена. Взволнованность героя на слова «Нет! Поминутно видеть вас, повсюду следовать за вами» передает Ладюком теперь неостановимо правдивое чувство. Однако трагический взмах судьбы обрушивается в последних трех фразах отвергнутого главного героя: «Позор!... Тоска!... О жалкий жребий мой!». Задумка Спивакова здесь в том, чтобы все три реплики звучали по-разному, усиливая напряжение к фатальному концу.

Ленский и Ольга. Ленский – 18-летний поэт, не могущий без Ольги и дня прожить. Ему принадлежит знаменитое ариозо с признаниями в любви. Оно поручено Дмитрию Корчаку, с которым Спиваков много выступал в самых разных программах. Но в этом теноровом соло кроется определенный секрет: повышенная значимость каждой интонации. Оказывается, дирижер снабдил мелодию арии своими ремарками возле слов. Это – характерный прием в работе данного интерпретатора. Например, когда он так же тонко нюансировал текст во «Всенощном бдении» С. Рахманинова, слова вместе с мелодией проникали предельно глубоко.

Свои оттенки внес дирижер и в понимание образа Ольги (Юлия Мазурова). Если невесту Ленского привычно считать «легкой», беспечной барышней, то в данной трактовке она серьезнее. Так, в сцене ссоры, которая произошла на именинах Татьяны, она проявляет даже драматический характер: «Боюсь, чтобы вослед веселью не завершилась ночь дуэлью».

В драматургии оперы примечательна трактовка чисто оркестровых эпизодов. Прежде всего, это сюиты танцев. Они дважды активно врываются в действие соответственно сюжету: во II действии (бал у Лариных – вальс, мазурка) и в III действии (бал в Петербурге – полонез, два экосеза). Чередуясь с тонкими лирическими моментами, не разрушая их, они вносят во все целое взлеты силы и энергии, в чем можно усмотреть уклон в современный мир эмоций. Для большей выразительности оркестровых моментов Спиваков проставил в нотах свою аппликатуру и штрихи.

Но у оркестра имеется и противоположная линия в драматургии этой оперы – она вырисовывает трагическую сторону произведения. Даже в самом начале вступления исходная тема играется дирижером с неторопливой весомостью. Во 2-й картине I действия, еще совершенно далекой от итога оперы, музыка наполняется такими отчаянными вздохами, что можно уже отчетливо ощутить трагическую линию. А каково начало Интродукции во 2-й картине II действия (перед дуэлью)? Оркестр с его зычными медными, траурным ритмом звучит уже похоронно-трагически.

Наконец, последняя страница произведения. После окончательно обреченных трех фраз отвергнутого влюбленного один лишь оркестр на звучности fff разражается бурным потоком периодичных ритмов своих аккордов – словно изничтожает судьбу главного героя, Евгения Онегина. Так музыка Чайковского, полная во многом пленительной лиричности, благодаря трагической линии в интерпретации становится оперой-драмой: Чайковский нашел в ней «интимную, но сильную драму».

На фоне частых нынешних искажений оперных оригиналов всё исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин», сделанное Владимиром Спиваковым и группой его единомышленников, предстает как «расчистка иконы», выполненная современным мастером. Смысл этой работы прекрасно передают строки самого Пушкина из стихотворения «Возрождение»:
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

--------------------------------------------

П.И. Чайковский. «Евгений Онегин», лирические сцены
Либретто композитора совместно с К. Шиловским
Исполнители:
Национальный филармонический оркестр России
Академический большой хор «Мастера хорового пения»
Солисты: Х. Герзмава, Д. Корчак, В. Ладюк, Ю. Мазурова, Н. Диденко, П. Шамаева, Е. Морозова, М. Остроухов, В. Гильманов
Дирижер – Владимир Спиваков
Запись 2016 г. Spivakov Saund

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *