Концерт к 114-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича

25 сентября 2020 | Светлановский зал Дома музыки
Открытие XVIII сезона
Абонемент «Маэстро Владимир Спиваков и НФОР»
Концерт к 114-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича
Солисты: Иван Бессонов, фортепиано
Александр Бахарев, труба
Дирижер – Владимир Спиваков
В программе:
Шостакович. Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. 70
Концерт № 1 для фортепиано и трубы с оркестром до минор, соч. 35
Сюита для эстрадного оркестра в восьми частях:
1. Марш (из музыки к кинофильму «Приключения Корзинкиной»)
2. Лирический вальс (Сентиментальный вальс из сборника «Нетрудные пьесы»)
3. Танец I («Народный праздник» из музыки к кинофильму «Овод»)
4. Вальс I (Лирический вальс из балетной сюиты «Хореографические миниатюры»)
5. Маленькая полька
6. Вальс II (из музыки к кинофильму «Первый эшелон»)
7. Танец II («Приглашения на свидания» из балета «Светлый ручей»)
8. Финал (из музыки к кинофильму «Приключения Корзинкиной»)

КУПИТЬ БИЛЕТ

25 сентября, в День рождения Дмитрия Шостаковича, Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр исполнят в Доме музыки монографическую программу, целиком составленную из произведений выдающегося симфониста ХХ века. В репертуаре Владимира Спивакова музыка Шостаковича всегда занимала особое место. «Дмитрий Дмитриевич – летописец, – говорит маэстро. – Ему удалось оставить нетленные памятники эпохи, и будет меняться жизнь, будет меняться правительство, будет меняться многое, а Дмитрий Дмитриевич останется. Его творения отразили, как в зеркале, свое время, но глубина этой музыки делает ее актуальной в любые времена. Она сверкает такими гранями, которые проникают в душу современного человека и обязательно оказывают на нас воздействие». Напомним, в 2015 году по инициативе Владимира Спивакова в Москве был установлен первый памятник Дмитрию Шостаковичу – на террасе парадной лестницы, ведущей к Светлановскому залу Дома музыки.

Владимир Спиваков составил программу из музыки Шостаковича с целью «показать, что он разный как человек: и юмор у него, и ирония, и боль необыкновенная за свою страну, за то, что могли обезглавить цвет нации». Вечер откроет Девятая симфония, написанная сразу после войны и задуманная Шостаковичем как монументальная ода победителям, однако представшая перед слушателями как изящный миниатюрный цикл в духе классицизма. Сам автор называл симфонию «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее». При всей кажущейся беззаботности, Девятая симфония – вовсе не легковесный опус. Простота и жизнерадостность в ней балансируют на грани гротеска, а лирика переплетается с драматизмом. Не случайно концепция симфонии, как и отдельные интонации, вызывают в памяти Четвертую симфонию Малера.

Следом прозвучит Концерт для фортепиано и струнных с солирующей трубой, сольные партии в котором исполнят молодой пианист-виртуоз, победитель международного конкурса юных музыкантов Евровидения Иван Бессонов и лауреат всероссийских конкурсов, солист НФОР Александр Бахарев. Это уникальное произведение, эксцентрическая пародия, в которой Шостакович «обыгрывает» штампы классико-романтического концерта, сопоставляя совершенно различные, порой полярные образы и настроения. В тематизме концерта присутствуют и прямые цитаты из классиков, инструментальный состав ближе к барокко, а наряду с образами «академической» сферы представлена серия ярких жанрово-бытовых зарисовок из 1930-х годов – цирковой галоп, квази-опереточный дуэт, вальс-бостон, похоронный марш, фокстрот и т.д.

Завершит программу одно из любимых произведений Владимира Спивакова (и одно из самых жизнеутверждающих, по его мнению) – Сюита для эстрадного оркестра, составленная, по всей видимости, во второй половине 1950-х годов из фрагментов сочинений Шостаковича разных лет. Имя составителя доподлинно неизвестно (предположительно это был композитор и дирижер Левон Атовмьян, занимавший в те годы пост директора и художественного руководителя Симфонического оркестра Комитета кинематографии). Более того, исследователям по сей день не удалось установить происхождение всей музыки сюиты в полной мере. Произведение закрепилось в концертной практике под ошибочным названием «Сюита №2 для джазового оркестра», однако настоящая Вторая джаз-сюита трехчастна и была написана еще в 1938 году для другого состава. Путаница возникла из-за ошибки редактора издательства «Музыка» во время подготовки 42-томного собрания сочинений Шостаковича к публикации, завершившейся в 1984 году, уже после смерти композитора. Ошибка редактора, назвавшего одну сюиту именем другой, перекочевала затем в авторитетный англоязычный каталог Дерека Хьюма, а оттуда – на концертные афиши. Любопытно, что первым исполнителем Сюиты для эстрадного оркестра стал Мстислав Ростропович, дирижировавший Лондонским симфоническим оркестром в Барбикан-центре 1 декабря 1988 года. Там эта партитура впервые прозвучала под названием «Сюита №2 для джаз-оркестра», в то время как настоящую Вторую джаз-сюиту Ростропович знал с детства и мог наизусть напеть мелодии всех ее трех частей. 

Концерт пройдет с соблюдением всех правил, установленных Роспотребнадзором.

 

Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *