«Труд»: «Спиваков – несмотря ни на что»

Маэстро продирижировал первым из юбилейных концертов Национального филармонического оркестра России

В концертном комплексе «Зарядье» Национальный филармонический оркестр России и его основатель, бессменный художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков отметили 20-летие коллектива. Разумеется, вместе с переполнившей зал публикой.

Дирижировать симфоническую музыку Владимир Спиваков мечтал с самого начала своей профессиональной карьеры. Но в 1970-е мир советской культуры был настолько зарегламентирован и встроиться в жесткую сетку существующих оркестров представляло такую проблему, что дебют маэстро, которого планета к тому моменту уже знала как выдающегося скрипача, состоялся в Америке с Чикагским симфоническим. И лишь в 2003 году появился шанс создать собственный симфонический коллектив. О том, насколько готов был Владимир Теодорович, уже имевший четвертьвековой опыт руководства прославленным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», к новой миссии, говорит сама потрясающая скорость формирования ансамбля, что называется, с нуля. Тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой подписал приказ об учреждении Национального филармонического оркестра России в январе, а уже в сентябре НФОР под водительством Спивакова (и дисциплинируемый директором, с тех пор тоже бессменным, Георгием Агеевым) дал первый концерт.

Все тогда было символично: что дебютное выступление музыканты посвятили памяти великого дирижера Евгения Светланова, оказавшего на Спивакова огромное влияние (и сам Большой зал Дома музыки в те дни получил имя Светлановского). Что сбор от своего следующего концерта, в Петербурге, оркестр перечислил детской онкологической больнице. Что в ту же осень с коллективом выступили выдающиеся музыканты мира – композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, оперный маэстро Джеймс Конлон… Эти направления – связь с лучшими традициями (которые Спивакову как дирижеру передал в первую очередь его учитель Израиль Гусман), звездный уровень программ и поддержка тех, кому трудно и кто только вступает в жизнь, – стали стратегией коллектива на всю последующую историю.

В ней – активнейший уровень концертирования (80 выступлений в год – мало какой из ведущих коллективов мира имеет столько), гастроли на лучших площадках мира, участие в престижнейших фестивалях, сотрудничество с великими солистами – Джесси Норман, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Анной Нетребко… Но главную задачу Спиваков всегда видел в выступлениях перед отечественной публикой – не зря в названии коллектива присутствует слово «Национальный»: оно подразумевает работу не только в столицах, но также в регионах страны, где проходит более половины встреч коллектива с публикой.

Что же касается поддержки молодежи – НФОР всегда жадно «подхватывал» наиболее самобытные музыкантские «голоса»: например, такой, как у феноменального французского пианиста Люки Дебарга. А наш Дмитрий Корчак, получив стартовый импульс от Спивакова, вырос не только в оперного солиста-тенора мирового масштаба, но и в прекрасного дирижера. Уникальным опытом стала созданная при НФОР группа дирижеров-стажеров – сегодня ее питомцы Александр Соловьев, Арсентий Ткаченко, Константин Хватынец, Алексей Верещагин, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Филипп Чижевский, Ариф Дадашев, Дмитрий Матвиенко, Тимур Зангиев, Денис Власенко, Алевтина Иоффе сами нарасхват в ведущих оркестрах и оперных театрах многих стран.

На самом деле 20-летие НФОР можно было бы отпраздновать целым фестивалем. Но Спиваков решил спрессовать торжество в две концертные программы, хотя это не столько упростило, сколько усложнило задачу: смоделировать кредо коллектива, каким оно формировалось все эти годы, всего лишь за считанные часы довольно тяжело.

Зная Спивакова на протяжении многих десятилетий, представляя себе его глубокую, в лучшем смысле слова эстетскую, то есть перфекционистскую натуру, могу судить, что он поступил максимально органично. В репертуаре – только абсолютная классика: «Ромео и Джульетта» Чайковского, Фортепианный концерт Грига, увертюры и арии из опер Россини, Верди, Пуччини. Тщательнейшее голосоведение, волшебные тембровые краски от томно зовущего английского рожка в лирической теме у Чайковского до невероятных, по-саксофоновому (хотя без всякого саксофона!) звучащих духовых микстур и ослепительно сверкающих, словно дрожащий под весенним солнцем воздух, струнных у Верди. Заставляющие затаить дыхание расширения перед явлением главных тем – словно мастер-актер безошибочно выстроил речь с ее цезурами и кульминациями, властно управляя чувствами слушателей…

Еще одно свойство Спивакова, о котором, кстати, сказал и ведущий концерта музыковед Артем Варгафтик – собирать вокруг себя ансамбль, где всем комфортно совместно творить музыку. Так с высшей деликатностью и проникновенностью был исполнен Григ, а потом пианист Денис Мацуев продолжил эту интонацию уже в своем сольном бисе – и признаться, мне трудно припомнить более тронувшее исполнение Вокализа Рахманинова, который обычно перетяжеляют пафосом вселенской скорби, а тут была просто песня без слов: печальная, вольная, льющаяся из самых глубин русской души.

Примечателен и подбор солистов-вокалистов из второй части программы: это дивное белькантовое сопрано Анна Аглатова и великолепный баритон Василий Ладюк, с которыми Спиваков работает регулярно и много. Какая же она искрометная Розина из «Севильского цирюльника»! Какой он зловеще-притягательный Ди Луна из «Трубадура»… Ну а если их голоса иногда и меркли слегка в оркестровой массе (в каватине Фигаро или Вальсе Мюзетты), то, подозреваю, в том виновата акустика зала, в далекий левый бельэтаж которого посадила меня пресс-служба. Что делать – супераншлаг!

На бис оркестр исполнил Адажио из «Щелкунчика» Чайковского и Вальс из кинофильма «Первый эшелон» Шостаковича – музыку, чья душевность трогает до боли. Чувство, знакомое нам всем, а в эти тревожные дни – по-особому. И все же закончили на подъеме – пьесой «Несмотря ни на что», как объявил Владимир Теодорович название этого веселого попурри из хабанер, болеро, пасодоблей и галопов испанского композитора позапрошлого века Федерико Чуэки. И в этом тоже был он, Спиваков – человек пушкинского склада души, который даже в самые темные времена не забывает, что за тучами скрывается и когда-нибудь обязательно выглянет солнце.

P.S. Второй из заявленных юбилейных вечеров состоится в Доме музыки 11 апреля. На нем прозвучат сочинения Моцарта, Лядова и Скрябина. Солистка – стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова пианистка Шио Окуи.

Сергей Бирюков, "Труд", 13 Марта 2023

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *