(Русский) “Труд”: “Спиваков – несмотря ни на что”

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Маэстро продирижировал первым из юбилейных концертов Национального филармонического оркестра России

В концертном комплексе «Зарядье» Национальный филармонический оркестр России и его основатель, бессменный художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков отметили 20-летие коллектива. Разумеется, вместе с переполнившей зал публикой.

Дирижировать симфоническую музыку Владимир Спиваков мечтал с самого начала своей профессиональной карьеры. Но в 1970-е мир советской культуры был настолько зарегламентирован и встроиться в жесткую сетку существующих оркестров представляло такую проблему, что дебют маэстро, которого планета к тому моменту уже знала как выдающегося скрипача, состоялся в Америке с Чикагским симфоническим. И лишь в 2003 году появился шанс создать собственный симфонический коллектив. О том, насколько готов был Владимир Теодорович, уже имевший четвертьвековой опыт руководства прославленным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», к новой миссии, говорит сама потрясающая скорость формирования ансамбля, что называется, с нуля. Тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой подписал приказ об учреждении Национального филармонического оркестра России в январе, а уже в сентябре НФОР под водительством Спивакова (и дисциплинируемый директором, с тех пор тоже бессменным, Георгием Агеевым) дал первый концерт.

Все тогда было символично: что дебютное выступление музыканты посвятили памяти великого дирижера Евгения Светланова, оказавшего на Спивакова огромное влияние (и сам Большой зал Дома музыки в те дни получил имя Светлановского). Что сбор от своего следующего концерта, в Петербурге, оркестр перечислил детской онкологической больнице. Что в ту же осень с коллективом выступили выдающиеся музыканты мира – композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, оперный маэстро Джеймс Конлон… Эти направления – связь с лучшими традициями (которые Спивакову как дирижеру передал в первую очередь его учитель Израиль Гусман), звездный уровень программ и поддержка тех, кому трудно и кто только вступает в жизнь, – стали стратегией коллектива на всю последующую историю.

В ней – активнейший уровень концертирования (80 выступлений в год – мало какой из ведущих коллективов мира имеет столько), гастроли на лучших площадках мира, участие в престижнейших фестивалях, сотрудничество с великими солистами – Джесси Норман, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Анной Нетребко… Но главную задачу Спиваков всегда видел в выступлениях перед отечественной публикой – не зря в названии коллектива присутствует слово «Национальный»: оно подразумевает работу не только в столицах, но также в регионах страны, где проходит более половины встреч коллектива с публикой.

Что же касается поддержки молодежи – НФОР всегда жадно «подхватывал» наиболее самобытные музыкантские «голоса»: например, такой, как у феноменального французского пианиста Люки Дебарга. А наш Дмитрий Корчак, получив стартовый импульс от Спивакова, вырос не только в оперного солиста-тенора мирового масштаба, но и в прекрасного дирижера. Уникальным опытом стала созданная при НФОР группа дирижеров-стажеров – сегодня ее питомцы Александр Соловьев, Арсентий Ткаченко, Константин Хватынец, Алексей Верещагин, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Филипп Чижевский, Ариф Дадашев, Дмитрий Матвиенко, Тимур Зангиев, Денис Власенко, Алевтина Иоффе сами нарасхват в ведущих оркестрах и оперных театрах многих стран.

На самом деле 20-летие НФОР можно было бы отпраздновать целым фестивалем. Но Спиваков решил спрессовать торжество в две концертные программы, хотя это не столько упростило, сколько усложнило задачу: смоделировать кредо коллектива, каким оно формировалось все эти годы, всего лишь за считанные часы довольно тяжело.

Зная Спивакова на протяжении многих десятилетий, представляя себе его глубокую, в лучшем смысле слова эстетскую, то есть перфекционистскую натуру, могу судить, что он поступил максимально органично. В репертуаре – только абсолютная классика: «Ромео и Джульетта» Чайковского, Фортепианный концерт Грига, увертюры и арии из опер Россини, Верди, Пуччини. Тщательнейшее голосоведение, волшебные тембровые краски от томно зовущего английского рожка в лирической теме у Чайковского до невероятных, по-саксофоновому (хотя без всякого саксофона!) звучащих духовых микстур и ослепительно сверкающих, словно дрожащий под весенним солнцем воздух, струнных у Верди. Заставляющие затаить дыхание расширения перед явлением главных тем – словно мастер-актер безошибочно выстроил речь с ее цезурами и кульминациями, властно управляя чувствами слушателей…

Еще одно свойство Спивакова, о котором, кстати, сказал и ведущий концерта музыковед Артем Варгафтик – собирать вокруг себя ансамбль, где всем комфортно совместно творить музыку. Так с высшей деликатностью и проникновенностью был исполнен Григ, а потом пианист Денис Мацуев продолжил эту интонацию уже в своем сольном бисе – и признаться, мне трудно припомнить более тронувшее исполнение Вокализа Рахманинова, который обычно перетяжеляют пафосом вселенской скорби, а тут была просто песня без слов: печальная, вольная, льющаяся из самых глубин русской души.

Примечателен и подбор солистов-вокалистов из второй части программы: это дивное белькантовое сопрано Анна Аглатова и великолепный баритон Василий Ладюк, с которыми Спиваков работает регулярно и много. Какая же она искрометная Розина из «Севильского цирюльника»! Какой он зловеще-притягательный Ди Луна из «Трубадура»… Ну а если их голоса иногда и меркли слегка в оркестровой массе (в каватине Фигаро или Вальсе Мюзетты), то, подозреваю, в том виновата акустика зала, в далекий левый бельэтаж которого посадила меня пресс-служба. Что делать – супераншлаг!

На бис оркестр исполнил Адажио из «Щелкунчика» Чайковского и Вальс из кинофильма «Первый эшелон» Шостаковича – музыку, чья душевность трогает до боли. Чувство, знакомое нам всем, а в эти тревожные дни – по-особому. И все же закончили на подъеме – пьесой «Несмотря ни на что», как объявил Владимир Теодорович название этого веселого попурри из хабанер, болеро, пасодоблей и галопов испанского композитора позапрошлого века Федерико Чуэки. И в этом тоже был он, Спиваков – человек пушкинского склада души, который даже в самые темные времена не забывает, что за тучами скрывается и когда-нибудь обязательно выглянет солнце.

P.S. Второй из заявленных юбилейных вечеров состоится в Доме музыки 11 апреля. На нем прозвучат сочинения Моцарта, Лядова и Скрябина. Солистка – стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова пианистка Шио Окуи.

Сергей Бирюков, "Труд", 13 Марта 2023

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *