Все концерты и симфонии Рахманинова – вечер третий

1 апреля 2023 | Светлановский зал Дома музыки
Абонемент «Все концерты и симфонии Рахманинова. К 150-летию со дня рождения»
Солист – Александр Романовский, фортепиано
Дирижер – Владимир Спиваков
Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
Рахманинов. Симфония № 3 ля минор, соч. 44

КУПИТЬ БИЛЕТ

Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России продолжают цикл концертов к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова – все его фортепианные концерты и симфонии прозвучат за четыре вечера. 1 апреля – непосредственно в день рождения композитора – партнером маэстро и его коллектива станет пианист Александр Романовский, в содружестве с которым НФОР были записаны все рахманиновские концерты. Релиз аудиособрания из всех симфоний и концертов композитора состоится в самое ближайшее время.

Александр Романовский – живущий ныне в Италии победитель международных конкурсов в Больцано и Канту, лауреат Конкурса имени Чайковского. New York Times причисляет его к лучшим пианистам современности и отмечает поразительное совершенство игры, творческую индивидуальность и благородный вкус. Владимир Спиваков говорит о нем: «По мнению дирижера Карло Марии Джулини, с которым я солидарен, после Микеланджели и Поллини в Италии подобных пианистов – кроме Романовского – не было и нет».

В первом отделении прозвучит Третий концерт для фортепиано с оркестром – шедевр, ставший визитной карточкой автора и едва ли не самым популярным его произведением. Концерт был написан, по словам композитора, «специально для Америки»: осенью 1909 года Рахманинов провел там большое гастрольное турне из 20 выступлений и в ходе гастролей сам исполнял новинку. Благодаря масштабной драматургии и стремлению к тематическому единству целого Третий концерт справедливо претендует на то, чтобы называться «фортепианной симфонией». Ныне он признан одним из величайших и сложнейших произведений мирового фортепианного репертуара.

Завершит вечер Третья симфония – последняя из симфоний Рахманинова, созданная в 1936–1938 годах и ставшая одним из самых любимых собственных сочинений автора. В нем воплотились его думы и об оставленной России, и о себе, разлученном с нею. «В музыке композитора должны найти отражение родина композитора, его любовь, вера, книги, картины, которые произвели на него впечатление… Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мое мировоззрение. Моя музыка – детище моего темперамента, поэтому она – русская», – говорил Рахманинов в одном из последних интервью.

Для Третьей симфонии композитор избрал трехчастную композицию, мастерски объединив в средней части лирическое адажио и скерцо. Первая часть открывается строгим мотивом, напоминающим по характеру русские старинные церковные распевы. Он задает образный строй всего произведения и становится важнейшим элементом всей музыкальной ткани. В Финале ему противопоставляется другой канонический напев – секвенция Dies irae («День гнева») из католической заупокойной службы, часто применявшаяся композиторами-романтиками как тема рока. Для Рахманинова она стала своеобразной idée fixe, преследовавшей его с молодости и введенной им в виде качестве явных и скрытых цитат практически во все произведения позднего периода.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *