Кольмар слушает Спивакова

Более двух десятилетий каждый июль скрипач и дирижер Владимир Спиваков проводит музыкальный фестиваль в небольшом эльзасском городе Кольмаре. Накануне завершения очередного музыкального праздника с маэстро встретился корреспондент "Известий" во Франции Юрий Коваленко

известия: Ироничный, как правило, "Монд" на сей раз написал, что во время фестиваля Кольмар становится "уголком русской земли во Франции". Как вы объясняете этот стабильный успех?

Владимир Спиваков: Сам удивляюсь. В свое время Слава Ростропович поражался долгожительству нашего фестиваля, так как даже его фестиваль в Эвиане просуществовал десять лет. В Кольмаре как-то все сложилось, включая энтузиазм городских властей. Они увидели, что фестиваль поднял город на высокий международный уровень. Даже "Нью-Йорк таймс" публикует наши программы. При этом важен не только культурный, но и чисто экономический аспект. Во время фестиваля жизнь в городе, который имеет достаточно музейный характер, бьет ключом.

и: Почему вы посвятили нынешний фестиваль Равелю и Рахманинову?

Спиваков: 2010-й - перекрестный год России и Франции. Равель очень любил и ценил русскую музыку, сам оркестровал некоторые сочинения, в частности "Картинки с выставки" Мусоргского. Со своей стороны, наши великие композиторы - Шостакович, Прокофьев - восхищались Равелем. Он работал с Дягилевым, который, правда, не всегда его понимал... Рахманинова я вообще называю своей "иконой". Восхищаюсь не только его музыкой, но и личностью. По всем параметрам Рахманинов - величайший образец русского интеллигента. Благороднейший, честный, глубоко верующий человек.

и: В Кольмаре не только собираются звезды, но и расцветают молодые таланты.

Спиваков: Для участия в фестивале надо пройти строгий отбор. И когда молодой человек или девушка получает право здесь сыграть, это становится частью их биографии, вехой в жизни. Мы были свидетелями того, как гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя.

и: Кто же это?

Спиваков: Саша Романовский, у которого была раковая опухоль на ноге. Мой фонд ему помог - мы определили его в ЦИТО, и профессор Иван Гришин сделал ему операцию. После этого 11-летний Саша приехал в Кольмар - еще на костылях - и изумительно играл. Врачи решили, что лучший климат для него - в Италии. Он стал там учиться и превратился в звезду итальянского пианизма.

и: Нынешний фестиваль совпал с чемпионатом мира по футболу. Вы не боялись конкуренции?

Спиваков: Футбол музыке не мешает. Особенно в Кольмаре. Французы давно уже не чемпионы. Поэтому они сегодня так гордятся тем, что у них есть Равель.

и: Один из концертов фестиваля прошел в местной тюрьме. Не забываете падших?

Спиваков: Как и в России. В моем фонде есть специальная программа "Дети на обочине". Кстати, ее очень поддерживает генеральный прокурор Юрий Чайка. Дети исполняют музыку другим детям, которые находятся в колониях. Для них это луч света в темном царстве.

и: Евгений Кисин не исполняет современных композиторов, потому что они, по его мнению, "не тянут" на уровень классиков. Многие исполнители вообще убеждены, что музыка в тупике.

Спиваков: Искусство - это как волна в океане. То поднимается, то опускается. Конечно, нет таких фигур, как Шостакович или Шнитке, но есть, слава Богу, Софья Губайдулина, Родион Щедрин. Я не считаю, что музыка зашла в тупик.

и: Но разве Моцарт не остается самым исполняемым в мире композитором?

Спиваков: Это не совсем так. Самые исполняемые - русские: Чайковский и Рахманинов.

и: Нужно ли объяснять музыку - как, например, это делал тот же Чайковский?

Спиваков: Можно, конечно, и объяснять, но лучше этого не делать. Как молчание - предвестник будущих слов, так и музыка непосредственно проникает в сердце. На вопрос, что такое музыка, замечательно ответил опять-таки Рахманинов: "Это тихая лунная ночь. Это шелест живых листьев. Это отдаленный вечерний звон. Это то, что родится от сердца и идет к сердцу. Это любовь!"

и: Тем не менее публика в массе своей ищет развлечений. Она развращена.

Спиваков: Не развращена, а утомлена. Скажем, в Кольмаре были заранее распроданы билеты на все 22 концерта. К нам собирается публика со всей Европы. А какой потрясающий интерес к музыке в российской глубинке! Больше всего люблю выступать у нас в провинции - там ходят на концерты, как в храм. Глубинка и есть настоящая Россия.

и: Некоторые ваши поклонники в России перестали ходить на ваши выступления - не по карману.

Спиваков: Я не в состоянии ничего изменить, потому что у нас не существует нормальной системы, которая ограничивала бы власть продюсера. Он покупает зал и выставляет цены, какие хочет. Но мы даем много благотворительных концертов - больше, чем кто-либо другой.

и: Вы не комплексуете по поводу того, что исполнитель все-таки вторичен по сравнению с композитором?

Спиваков: Совершенно не комплексую. Я как бы передаточный пункт, переводчик и создатель чего-то нового. Каждый раз это твое собственное исполнение, которое ни с чем несравнимо. Могут быть тысячи причин, почему сегодня ты сыграл так, а завтра - по-другому.

и: Музыка - дело главным образом мужское?

Спиваков: Я так не считаю. В оркестрах сегодня очень много женщин.

и: Во французском языке даже "пианино" и "скрипка" - мужского рода.

Спиваков: Вот это действительно странно. Все-таки форма скрипки - это очертания женского тела.

и: Какой музыкой вы предпочитаете изъясняться с прекрасным полом?

Спиваков: Это могут быть Шуберт, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов.

и: А с друзьями?

Спиваков: В мужской компании я поиграл бы Баха и Бетховена.

и: Вы часто играете для себя?

Спиваков: Каждый день. И достаточно строг по отношению к своему исполнению. Занимаюсь с собой так, как профессор занимается с учеником.

и: Шостакович и Ростропович называли себя "солдатами музыки".

Спиваков: Так оно и есть. За спиной скрипка, в руке чемодан с нотами. Есть ощущение, что идешь на битву.

и: Кто же тогда полководцы и генералы?

Спиваков: Генералов у нас много, в том числе и псевдогенералов. Но все решают солдаты, которые отдают свою жизнь.

и: Сергей Прокофьев не мог читать "Обломова" - настолько чужд ему был этот персонаж. Но многим большим русским талантам присуща лень.

Спиваков: Однако есть еще чувство долга. Когда я в первый раз приехал в Монако, меня поселили в замечательной гостинице. С балкона можно было наблюдать за "Формулой-1". Я выглянул в окно: море, блестит огнями казино, запах кофе. Там была жизнь... Я задернул занавески, включил свет и начал работать, потому что на следующий день на девять утра у меня была назначена репетиция с Монакским симфоническим оркестром.

и: Большой музыкант не обязательно отшельник или аскет?

Спиваков: Иногда одиночество абсолютно необходимо. Если близкие понимают, что человеку творческому нужно бывать одному, значит, у него хорошая семья.

и: Какие иллюзии вы утратили с годами?

Спиваков: Исчезают радужные надежды, которые были в молодости. Не случайно Фрэнсис Бэкон считал, что надежда хороша на завтрак, но не на ужин.

и: Другой мудрец заметил: ничто не гаснет так быстро, как священный огонь...

Спиваков: Все зависит от человека: священный огонь, пламя, свеча - все внутри него.

и: Говорят, страшнее всего для творца - лавровый венок.

Спиваков: Слава - одна из самых эфемерных вещей в мире. Именно так я к ней и отношусь.

и: Вы умеете сказать в лицо человеку низкие истины?

Спиваков: Это бывает чрезвычайно редко. Сначала меня надо довести до белого каления. Дважды я сказал одному человеку, что он негодяй и подлец... Но все-таки мне ближе возвышающий обман.

и: А вам самому приходилось выслушивать нелицеприятные истины?

Спиваков: Приходилось. И я реагирую на них с достаточным смирением. Я так себя воспитал.

и: Намечается ли музыкальная династия Спиваковых?

Спиваков: Сомневаюсь, что она появится. Наша старшая дочь Екатерина снимает короткометражные фильмы. Средняя - Татьяна - обещает стать большой французской актрисой, занимается на парижских курсах драматического искусства. Я только что был на ее спектакле - она играла в пьесах Ионеско "Жак, или Подчинение" и "Будущее в яйцах". А младшая - Анна - еще учится в школе.

Газета "Известия" от 14 июля 2010 года
Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *