(Русский) Сергей РОЙЗ: “Сыграть в оркестре у СПИВАКОВА — все равно, что слетать в космос”

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В первых числах июня 2015 года в Омске прошел уже ставший традиционным музыкальный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает...". На этот раз маэстро отступил от правил и не привез молодых солистов, которые часто становились открытием филармонических сезонов. Причиной был выбор программы — акцент делался на произведениях Дмитрия Шостаковича, предполагающих лишь оркестровое исполнение. Но как раз это стало поводом для другого, не менее удивительного события. Гитарную партию в джазовых сюитах Шостаковича вместе со знаменитыми гостями исполнил омский музыкант — главный дирижер Омского цирка, создатель группы "Bridge to you", преподаватель ОмГУ Сергей РОЙЗ. О том, как сбылась его давняя мечта, как пригодилась любимая гитара и каким в тесном общении оказался великий маэстро, он рассказал корреспонденту "КВ" Эльвире КАДЫРОВОЙ. — Сергей, расскажите, как вы получили приглашение? — Мне позвонили недели две назад и сказали: «Скоро состоится четвертый фестиваль Владимира СПИВАКОВА. Хотим пригласить вас выступить с Национальным симфоническим оркестром России». Звучит-то как! Я говорю: «Это все равно, если бы вы сказали, что берете меня в отряд космонавтов». А потом говорю, это, конечно, честь для меня, но я должен ее еще и оправдать. Поэтому надо посмотреть материал. Мне прислали ноты, двадцать страниц, выслали запись оркестра. Я почитал все это, посмотрел. Потом еще посмотрел, как играет подобную музыку Нидерландский оркестр, Берлинский оркестр. У них все-таки присутствует какая-то немецкая статичность, выправка, все так ровненько. Здесь же есть душевное, живое начало. — Наверное, это идет от самого маэстро СПИВАКОВА? — Да. Вот он – как живая легенда. И в то же время ты можешь запросто к этой легенде прикоснуться. И в его коллективе ощущается большое взаимное уважение. Музыканты приходят разыгрываться заранее. Если в пять назначена репетиция, в два часа они уже начинают «шаманить». Я смотрю: сидят эти опытные музыканты, просто монстры, с которыми, может быть, СПИВАКОВ еще и начинал, и рядом – талантливая молодежь. У него первая скрипка – молодой парень. Может, старики, конечно, и обижаются, но это не заметно. СПИВАКОВ вообще подтягивает к себе талантливых музыкантов, дает им возможность реализоваться. — А он подошел познакомиться с новым человеком? — Он меня поприветствовал. Я сидел возле рояля, и когда он проходил в оркестр, то улыбнулся и сказал: «Очень приятно». Знаете, он может кивком головы, каким-то благородным жестом заменить все это наше панибратство. Это человек такой высочайшей культуры, которой нам сейчас очень не хватает. Приветствие у него – целый ритуал. К кому-то он подошел, плечом прижался, кого-то так интеллигентно потеребил. К группе обратился жестом: «Как дела?» — «Все ОК!» Чувствуется, что есть у него и любимчики, но все это в пределах такта. После репетиции высказал несколько пожеланий. И это было не «я хочу, я требую», а «мне хотелось бы…» Все спокойно и деликатно. Без ора. Ор ведь когда бывает – когда дирижер этакий мини-диктатор. — Это вы не из личного опыта случайно? — Нет! Я же 36 лет здесь работаю, ни одного человека не уволил. Я даже двойки не ставлю студентам. Вот. А в оркестре у них очень хорошие инструменты. — Вам тоже инструмент выдали? — Гитара как раз была моя. Причем это настоящая джазовая гитара немецкой фирмы Hofner. Она сделана из муарового дерева, которое растет на границе Югославии и Македонии. Мне один мастер говорил, что это очень редкий сорт – лимонник. Звук у нее роскошный. Когда я купил ее, я думал, что мы в Омске будем играть джаз. — Где купили? — У гитариста Тани ОВСИЕНКО. Тот был на музыкальной выставке во Франкфурте, и она ему там досталась за полцены как выставочный экспонат. А я у него купил еще дешевле. Потому что гитара красивая, но не попсовая. Она у меня долго лежала, я поигрывал на ней иногда, и вот – пригодилась. — Как к вам отнеслись столичные музыканты? — Хорошо, приветливо. Спрашивали меня: а что играет ваш симфонический оркестр? Я говорю: такие же концертные программы, но у нас немного другой репертуар. На репетиции, когда мы все прошли, СПИВАКОВ опять повернулся ко мне и сказал: «Очень приятно». Оркестр зааплодировал. Ну а я привстал и ответил: «Спасибо». После концерта музыканты подходили, поздравляли. — А у них есть свой исполнитель вашей партии? Почему он не приехал? — В штате Национального симфонического оркестра нет гитариста. Видимо, гитара используется очень-очень редко. И поэтому, если нужно, просто кого-то приглашают. Так экономически выгоднее. Я очень счастлив был, что как-то вышли на меня. Всю жизнь мечтал сыграть с симфоническим оркестром, но чтобы с оркестром СПИВАКОВА – этого я даже представить не мог. — Владимир Теодорович очень эмоционально дирижирует. — Да, причем, когда он показывает струнной группе, видно, что он сам в душе играет. Он ведь скрипач. Духовым показал, и эти контр-фаготы у него так взревели! Там если в них снаряд зарядить, точно долетит до Америки, столько энергии. Репетицию он провел, как хороший футбольный тренер, который не утомляет команду перед игрой. Зато потом был такой драйв, такое настроение! И вот это ощущение команды, единства. Это действительно какой-то космос. — А дирижер дирижера лучше понимает, чем просто музыкант? — Разные бывают дирижеры, разные музыканты. Но здесь – да. Я когда к СПИВАКОВУ после концерта подошел, попросил с ним сфотографироваться, а то, мол, когда еще придется, он мне сказал: «У вас так ловко все получается». Я говорю: «А я тоже много лет работаю дирижером, только эстрадного оркестра». Он: «А я сразу понял! Вы так смотрите – малейшее движение ловите, понимаете». И добавил: «В следующий раз встретимся, сыграем что-нибудь еще». Источник: "Коммерческие Вести", Омск

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *