(Русский) Ноты первой звезды

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Владимир Спиваков и митрополит Иларион открыли IX Московский Рождественский фестиваль
Московский Рождественский фестиваль, руководителями которого являются Владимир Спиваков и митрополит Илларион, открылся 13 января в Светлановском зале Дома музыки и продлится две недели.

Наряду с традиционными участниками фестиваля: Московским Синодальным хором, Хором Сретенского монастыря, "Мастерами хорового пения", здесь выступят Хор Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Норвежский королевский хор мальчиков при Кафедральном соборе Тронхейма и известный британский ансамбль The King’s Singers. На закрытии состоится московская премьера современного духовного сочинения - Реквиема Карла Дженкинса. Владимир Спиваков рассказал "РГ" о программе фестиваля.

В честь Рождества проводится много музыкальных фестивалей. Чем отличается ваш проект?

Владимир Спиваков: Главные его участники - хоровые коллективы из разных стран, исполняющие музыку различных религиозных и музыкальных традиций. Это песнопения старообрядцев и древняя византийская монодия, народные колядки и новейшие композиции, созданные нашими современниками. Мы словно открываем двери и музыкой объемлем шар земной: от русской хоровой классики - до американских госпелов. Наш фестиваль проводится с высочайшего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. И только в нашем фестивале ежегодно принимает участие митрополит Иларион. Он не только иерарх московского патриархата, но и большой музыкант, композитор, дирижер, художественный руководитель нашего фестиваля.

Для вас лично какая музыка является символом Рождества?

Владимир Спиваков: Конечно же, Рождественская оратория Баха. Хотя все его сочинения обращены к Богу и могут звучать в любом концерте духовной музыки.

А что отличает духовные сочинения русских композиторов на рождественскую тему?

Владимир Спиваков: Разумеется, тесные связи и традиции с русской православной церковью, с философами, многих из которых мы открываем только сейчас. Советую всем прочитать прекрасную книгу отца Александра Меня "Русская религиозная философия". Вы поймете, как мало мы знаем о великих русских мыслителях прошлого.

Фестиваль открывается сочинениями Арво Пярта и митрополита Илариона, а завершается Реквиемом Карла Дженкинса. Как вы воспринимаете духовность в современной интерпретации?

Владимир Спиваков: Это очень разные авторы, трудно их сравнивать и невозможно противопоставить духовной музыке прошлого. Но сближает их необходимость говорить о высоких идеях, о благочестии, искренности и смирении, человеколюбии, противлении злу. Сближает этика. Разница - в эстетике, в выборе художественных средств, в музыкальном языке.

В произведении Дженкинса необычно соединяются латинские тексты и японские трехстишия хайку. Почему, думаете, современные композиторы так часто обращаются к японским авторам?

Владимир Спиваков: Простите за нескромность, но я сам когда-то писал стихи в стиле хайку и танка, а неленивые японцы переводили их. Люблю и средневековую японскую поэзию, и более современных авторов, например, Такубоку: "Не знаю отчего, / Я так мечтал / На поезде поехать. / Вот - с поезда сошел, / И некуда идти". Что поражает в этом стиле? Многомерность образов, точное попадание в "коды" наших чувств, которые не меняются у человека из века в век.

Вы считаете, публика Дома музыки достаточно подготовлена для концертов с названиями "Вифлеемская звезда", "Свет Христов просвещает всех"?

Владимир Спиваков: Не будем забывать, что духовная хоровая музыка - первоначало музыкальной культуры многих стран и нашей в том числе. Когда она вышла из храмов в залы, то выдержала соперничество с камерными и симфоническими программами. В течение сезона в Доме музыки проводятся концерты хоров Сретенского и Даниловского монастырей. У них - свои ежегодные абонементы, и билеты на такие концерты разлетаются моментально.

Каждый год ваш фестиваль посещают именитые иностранные гости. На Рождественском фестивале выступит The King’s Singers?

Владимир Спиваков: Они не раз выступали в Доме музыки, но этот год для них особый, - коллектив отмечает 50-летие. The King’s Singers выступит со специально подготовленной Рождественской программой, на которой состоится премьера нового сочинения композитора Александра Левина, нашего бывшего соотечественника, живущего в Англии.

Верди как-то сказал: "Такой человек как Верди, должен сочинять как Верди". Если перефразировать эту фразу… Как должен дирижировать такой музыкант, как Спиваков?

Владимир Спиваков: В самом начале моего дирижерского пути (не люблю слово карьера) Леонард Бернстайн сказал мне: "Ты станешь большим дирижером тогда, когда будешь "играть на оркестре" так, как играешь на скрипке...". Это его подлинные слова. Мне кажется, что я сделал некоторые успехи на этом пути.

Татьяна Эсаулова, "Российская газета"  

Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *