(Русский) Труд: Рождественский фестиваль закрыли самым светлым из всех Реквиемов

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Столичная премьера крупнейшего сочинения Карла Дженкинса прошла в Доме музыки

Владимир Спиваков, Анна Аглатова и юный певец Егор Парфенюк принимают поздравления публики. Фото автора

В минувшее воскресенье в Московском международном доме музыки завершился традиционный, IX Московский Рождественский фестиваль духовной музыки под руководством маэстро Владимира Спивакова и митрополита Волоколамского Илариона. Знаменитые отечественные и зарубежные коллективы представили образцы европейской духовной музыки разных веков и стилей, от традиционных напевов до авангардных композиций, а в концерте закрытия впервые в столице прозвучал Реквием одного из самых известных композиторов наших дней – британца Карла Дженкинса.

Крупный музыкальный праздник, приуроченный к празднованию Рождества Христова, ежегодно знакомит гостей Дома музыки с богатейшей культурой различных христианских конфессий. Как считает Владимир Спиваков, «музыка – это часть необходимой для человека истины, которая когда-то была большой и абсолютной, но упала на землю и разбилась на мелкие осколки... Теперь мы собираем эти осколки, поэтому идея нашего Рождественского фестиваля – обращение к музыке как обращение человека к его истокам».

На концертах форума по традиции выступили прославленные церковные коллективы – хор Московского Сретенского монастыря и Праздничный хор Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, британский ансамбль The King’s Singers, отметивший в 2018 году полувековой юбилей. Спел оригинальную программу один из известнейших детских коллективов Европы – Норвежский королевский хор мальчиков при Кафедральном соборе Тронхейма. Особо памятным моментом стало исполнение духовных сочинений знаменитого эстонского композитора Арво Пярта и митрополита Волоколамского Илариона Московским Синодальным хором (руководитель – Алексей Пузаков) и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (руководитель – Владимир Спиваков), а за дирижерский пульт в этот вечер встал сам митрополит Иларион – профессиональный композитор и дирижер.

Для концерта закрытия устроители приберегли московскую премьеру Реквиема Карла Дженкинса. Этот автор из Уэльса, которому на днях исполнится 75 лет, относится к самым исполняемым в мире. Получив параллельно классическое и джазовое музыкальное образование, он прославился экспериментами в области слияния академических форм и популярных мотивов, классики и этники. Одной из ведущих идей его творчества стало миротворчество, любовь к человечеству как целому. «Я считаю, можно создавать универсальную музыку, которая приятна на слух благодаря своим земным корням и бессмертна – считает композитор. – С ее помощью, я уверен, люди станут более сплоченными и дружелюбными».

Реквием написан в 2005 году в память об отце Карла. В этом сочинение традиционные части католического текста дополнены молитвами Pie Jesu и In Paradisum, а также традиционными японскими стихотворениями в жанре хайку о жизни и смерти. Соответственно необычен и исполнительский состав: кроме солистов-певцов, хора и европейского оркестра, в него включены японская флейта сякухати, дарбука, тайко (малый и большой барабаны) и другие этнические инструменты.

Музыка Реквиема воспринимается чрезвычайно легко. Чем-то она напомнила Реквием Эндрю Ллойда-Уэббера, но у Дженкинса есть свой секрет создания ясных и красивых гармоний, одинаково внятных слуху и искушенного ценителя классики, и человека, возможно, впервые пришедшего в академический концертный зал. Драматичные переживания выплеснуты автором преимущественно в первых частях произведения – таких как Dies Irae (День гнева), Rex tremendae (Царь великий грозный). Однако уже в Confutatis (Сокрушив отверженных) автор обращается к своей любимой интонации – ласковой мелодии, исполняемой здесь тенором. Часто возникает ритм 3/2, характерный для траурно-торжественных шествий старины.

Особенной проникновенности музыка достигает в части Pie Jesu (Иисус милостивый), представляющей собой дуэт сопрано (Анна Аглатова) и мальчишеского дисканта (Егор Парфенюк). Разумеется, все эти моменты тонкой звуковой прозрачности оттеняются мощным многокрасочным хором, из которого выделено трио солисток, исполняющих японские тексты, и чрезвычайно экспрессивным оркестром – а соединяет эти громадные исполнительские силы в стройную, полную доброго тепла партитуру дирижерская воля маэстро Спивакова.

Возможно, сочинению несколько не хватило разнообразия. Особенно если сравнить его с великими историческими Реквиемами – моцартовским, вердиевским, где на протяжении громадного партитурного времени перед слушателем разворачивается полная полярных контрастов эмоциональная палитра. Здесь, как показалось, композитор слишком надолго «застыл» в состоянии сладкой благости, будто он пишет не для людей земного мира, а для бесплотных слушателей уютного рая, где к вечерней молитве подают чашку розового чая с клубничным безе. Незря на просьбу бисировать Владимир Спиваков ответил повторением едва ли не единственной в этом сочинении тревожной музыки из Dies Irae.

Сергей Бирюков, "Труд", 30.01.2019

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *