(Русский) “Российская газета”: Во французском Кольмаре прошел фестиваль Владимира Спивакова

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В небольшом городке на северо-востоке Франции в тридцать первый раз состоялся Международный музыкальный фестиваль под художественным руководством Владимира Спивакова. Закрытие праздника по традиции прошло 14 июля, в День взятия Бастилии.

Ежегодно в первой половине июля тысячи любителей классики со всей Европы специально приезжают в маленький эльзасский городок, "архитектурный музей" под открытым небом. Старинные улочки и мостовые, фахверковые домики, каменные шедевры поздней готики, Возрождения, барокко и классицизма. Здесь есть даже своя "маленькая Венеция" со скользящими по небольшим каналам лодками, а также гордость кольмарцев - уникальная коллекция средневековой живописи в галерее "Унтерлинден" и музей Огюста Бартольди, создателя Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Сегодня одной из главных достопримечательностей Кольмара является Международный музыкальный фестиваль. Три концерта в день - и всегда переполненные залы в средневековой Церкви Святого Матфея и в Часовне Святого Петра. Всюду улыбающиеся лица, приподнятое настроение, обилие афиш, программок и буклетов перед началом концертов.

Звук Страдивари Владимира Спивакова - серебристый и чистый, таинственный, страдающий, откровенный - наполнял пространство часовни Святого Петра в концерте под названием "Час Баха", а маэстро буквально лепил из музыки Баха музыкальные барельефы, словно дополняя мелодическими орнаментами убранство храма. 

Как сказал после концерта один из участников фестиваля Кристиано Гуалько, первая скрипка в Кремонском квартете:

- Спиваков - один из лучших скрипачей нашего времени, я - тоже скрипач, и считаю за большую честь быть приглашенным таким музыкантом сюда. Здесь много больших, настоящих исполнителей, а еще приятно, что в этом году фестиваль посвящен великому музыканту, нашему соотечественнику: мы играем в честь Клаудио Аббадо!

У фестиваля Спивакова давно сформулирована идея: здесь выступают исполнители со всего мира, а каждый форум посвящается одному из легендарных музыкантов ХХ века, близкого по духу Спивакову. Так, на фестивале уже вспоминали имена Давида Ойстраха и Иегуди Менухина, Владимира Горовица и Эмиля Гилельса, Дмитрия Шостаковича и Леонарда Бернстайна, Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича. Эта концепция объединяет профессионалов, позволяет создавать уникальные программы каждого фестиваля, дает новый поворот его событиям и неизменно радует верных поклонников. Изысканные французы даже сравнивают маэстро с великим шеф-поваром, который каждый год готовит для фестиваля несколько новых блюд, "столь же необычных, сколь и восхитительных".

В программе фестиваля этого года - музыка, которую любил Клаудио Аббадо, и выступления артистов, тесно связанных с ним: Рено Капюсон - первая скрипка в Молодежном оркестре имени Густава Малера, основанном Аббадо; флейтист Эмманюэль Паю - солист Берлинского филармонического оркестра, которым дирижировал Аббадо.

Впервые на фестивале в Кольмаре выступила скрипачка Виктория Муллова - бывшая супруга дирижера. Она исполнила Первый скрипичный концерт Шостаковича с Национальным филармоническим оркестром России под руководством Андрея Борейко, а также сыграла в необычном дуэте (скрипка и контрабас) с сыном - Мишей Мулловым-Аббадо. Невероятно похожий на отца, он унаследовал от родителей прекрасные музыкальные способности: владеет сразу несколькими музыкальными инструментами и, кроме того, талантливый композитор. В концерте прозвучали его собственные джазовые сочинения, а также Шуман и Бах.

Виктория Муллова на вопрос о личности знаменитого дирижера ответила:

- Аббадо так много оставил музыкальному миру, подарил столько музыки! Одной из его главных заслуг считаю работу с талантливой молодежью: он стал создателем нескольких молодежных симфонических и камерных оркестров….

На фестивале Спивакова широко представлено поколение молодых, в том числе, юные дарования, стипендиаты фонда Спивакова: лауреат фортепианных конкурсов Саша Довгань исполнила под руководством маэстро Концерт Моцарта.

Вместе с солистами на фестивале выступал Национальный филармонический оркестр России, и каждый выход музыкантов на сцену открывал новые грани этого коллектива, будь то вечер Моцарта, Бетховена, Чайковского или Малера. В одном из концертов прозвучало редко исполняемое сочинение Берлиоза - симфония для оркестра "Гарольд в Италии" с солирующим альтом, партию которого исполнила концертмейстер группы альтов НФОР Светлана Степченко. Драматическую роль читала дочь Владимира Теодоровича Татьяна, выполнившая адаптацию мемуаров композитора и текстов лорда Байрона для повествовательной части произведения.

Исполнение Реквиема Моцарта на фестивале также было воспринято по-особенному: "Великолепная музыка прозвучала в столь же прекрасном антураже - Церкви Святого Матфея", - сказал после концерта Лев Конторович, художественный руководитель Академического Большого хора "Мастера хорового пения". - На моей памяти - это второе такое вдохновенное исполнение нашим коллективом. Сегодня Владимир Теодорович создал шедевр!".

Вершиной фестиваля стал заключительный концерт, на котором прозвучали Кантата Танеева "Иоанн Дамаскин" и "Колокола" Рахманинова. Весь этот вечер, 14 июля, небо над Кольмаром озарялось праздничными фейерверками, не смолкали залпы салютов.

Когда фестиваль непосредственно связан с именем выдающегося музыканта, в этом всегда есть что-то оригинальное, в данном случае маэстро выполняет здесь сразу несколько ролей: он - солист, дирижер, художественный руководитель, а главное, - радушный хозяин, принимающий своих гостей.

Руководя фестивалем с 1989 года, Спиваков сумел создать музыкальное событие, примечательное для всей Европы: здесь сошлись воедино нетронутая временем история, шедевры искусства, и, конечно же, музыка - средоточие духовных сил самых лучших российских и зарубежных музыкантов… Но, сюда приходят не за именами, здесь просто ценят и любят искусство.

Справка

Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре проводится с 1980 года. Первый художественный руководитель - немецкий дирижер Карл Мюнхингер, основатель и руководитель Штутгартского камерного оркестра. В течение девяти лет это был фестиваль камерной музыки. В 1989 году его возглавил Владимир Спиваков. Под руководством маэстро, при поддержке мэра и Департамента по туризму Кольмара фестиваль стал готовить программы классической музыки всех жанров. За последние три десятилетия здесь выступали Евгений Светланов, Кшиштоф Пендерецкий, Андраш Шифф, Джесси Норман, Евгений Кисин, Денис Мацуев и многие другие музыканты.

Участниками форума в этом году стали Готье Капюсон, Рани Кальдерон, Рено Капюсон, Шарон Кам, Григорий Соколов, Хибла Герзмава, Александр Романовский, Андрей Михайловский, Мария Дуэньяс, Александра Конунова, дирижеры Брайан Шембри и Андрей Борейко, "Кремона-квартет", "Страда квартет", Страсбурский филармонический хор, Академический Большой хор "Мастера хорового пения" и Национальный филармонический оркестр России.

Татьяна Эсаулова, "Российская газета"

Фото - Бернард Фрухиншольц, Кольмар

Share on Facebook0Share on VKTweet about this on Twitter0Share on Google+0Email this to someone

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *