(Русский) Нота Спивакова: Дом музыки открыл новый сезон двумя концертами

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Новый сезон в Московском международном Доме музыки открылся двумя концертами Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова с участием пианистов Дениса Мацуева и Ивана Бессонова. Как и во всех концертных залах мира, в Светлановском зале Дома музыки - шахматная рассадка публики, между креслами красноречивый постер: "Просим не занимать место! Между нами - музыка!"

Программа, как всегда у Спивакова, тщательно продумана. Сначала симфоническая картина "Из Апокалипсиса" Анатолия Лядова. Затем Второй концерт Сергея Рахманинова, в котором солировал Денис Мацуев. Во втором отделении - Четвертая симфония Чайковского. А во второй программе звучали сочинения Дмитрия Шостаковича - как раз в 114-й день рождения композитора. Маэстро Спиваков поделился с "РГ" своими ожиданиями от нового сезона в Доме музыки.

Что в планах на предстоящий сезон для вас особенно важно?

Владимир Спиваков: Мы отпразднуем 250-летие Бетховена его великим творением - Торжественной мессой. Отметим 140-летие Белы Бартока. Планируем провести Конкурс пианистов Владимира Крайнева - возможно, онлайн. Многие талантливые дети со всего мира уже прошли отбор - очень важно, чтобы этот конкурс состоялся. Надеюсь, никакие политические и вирусные пертурбации не создадут нам препятствий и все флаги в гости будут к нам.

Трудно было оркестру достичь хорошей формы после карантина?

Владимир Спиваков: Наш коллектив своим честным отношением очень тронул меня. Во время пандемии все музыканты много занимались, сдавали партии концертмейстерам по зуму и скайпу, просто играли друг для друга. Важно, что никто не опускал руки. Поэтому коллектив пришел на репетиции к открытию в блестящей форме.

Планируем провести Конкурс пианистов Владимира Крайнева. Очень важно, чтобы этот конкурс состоялся

Концерт в день рождения Дмитрия Шостаковича, 25 сентября, для вас - не случайное совпадение?

Владимир Спиваков: Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу я поклонялся всю жизнь. Когда на Конкурсе Чайковского я играл его сонату, он потом подошел ко мне и сказал, что это лучшее исполнение. Вместе с пианистом Борисом Бехтеревым мы переложили его "Афоризмы", считавшиеся "формалистической музыкой", для инструментального состава, и сочинение обрело новую жизнь. На открытии нашего нового сезона мы исполнили Девятую симфонию Шостаковича и его Фортепианный концерт с солирующей трубой, который играли Иван Бессонов и наш солист Александр Бахарев. Мы также представили Джаз-сюиту для променадного оркестра со знаменитым вальсом, который Стэнли Кубрик ввел в свой фильм "С широко закрытыми глазами".

Почему вы решили открыть сезон "апокалиптической темой"?

Владимир Спиваков: Эта тема сложилась сама собой. Произведение Александра Лядова "Из Апокалипсиса" - музыкальный раритет. Четыре всадника Апокалипсиса - персонажи из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, которых именуют Чума, Война, Голод и Смерть, - это символ, который в истории искусства имеет разные интерпретации. Картина Апокалипсиса, которую изобразил Лядов, - это бесконечная борьба темных сил со светом, с его несказанной красотой. Последние удары литавр композитор соотносит со словами Священного Писания: "Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". Эту фразу можно толковать так: Господь всегда с нами.

Апокалиптическая линия проходит и через творчество Рахманинова. Композитор пережил личный апокалипсис: после кошмарного исполнения своей Первой симфонии он чуть не покончил жизнь самоубийством. А Петр Ильич Чайковский писал, что его Четвертая симфония есть подражание основной идее Пятой бетховенской. Это его фатум, его судьба. Чайковский включил в финал русскую народную песню "Во поле березонька стояла" - русский человек никогда не согнется! Так что тема - и вечная, и созвучная времени.

Татьяна Эсаулова, "Российская газета" - 27.09.2020

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *