(Русский) “Мурманский вестник”: “Вот как это должно звучать!”

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Пальцы пианиста, казалось, жили совершенно отдельной, самостоятельной жизнью, они трепетали над клавишами, будто хаотично колеблемые порывами ветра лепестки экзотических цветов, совершая только им понятный танец, рождавший волшебную музыку. Звучал фортепианный концерт ля минор норвежского композитора Эдварда Грига. Труднее всего было поверить, что солисту-виртуозу всего 15 лет.

Впрочем, для тех, кто следит за творческой и педагогической деятельностью выдающегося артиста Владимира Спивакова, ничего удивительного в этом не было. Маэстро много лет занимается поддержкой талантливых детей, и его цепкий глаз и огромный опыт безошибочны в поиске юных дарований. В этот раз гастроли в Мурманской области Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова начались программой из музыки Грига и Чайковского. И каждый раз, приезжая в Мурманск, Владимир Теодорович знакомит нас с новыми талантливыми ребятами.

Заполярные любители музыки хорошо помнят феерическое выступление 16-летнего пианиста Ивана Бессонова более двух лет назад. Сейчас новой звездочкой на музыкальном олимпе стал стипендиат международного благотворительного фонда Владимира Спивакова Егор Сидоров - и вновь триумф! Без скидок на возраст Егор блистательно отыграл сложнейшие быстрые пассажи, лирические фрагменты и философично-раздумчивые эпизоды одного из самых исполняемых произведений Грига.

- Необыкновенно приятно видеть, как маленькие дети 8-9 лет, когда проходит время, становятся потрясающими артистами. Рецензии на их выступления я получаю со всего мира. Это наши гонцы, не только нашего фонда - гонцы России! Мне кажется, это самое лучшее, что я сделал в своей жизни, - признался Владимир Спиваков, беседуя с журналистами перед концертом.

Также маэстро отметил, что пандемия жестко ударила по артистам. По живым выступлениям соскучились все, и музыканты, и публика.

- Мы не забыли о том, что в прошлый раз приезжали сюда в дни страшной трагедии с самолетом «Суперджет». Разделенное горе - это полгоря, а разделенная радость - это две радости. Мы полюбили Мурманск. Непростой этот край заставляет себя любить и помнить о нем, - сказал Владимир Спиваков.

Искреннее сочувствие, выраженное музыкантами в те горькие дни, не забыли и мурманчане. Артиста такого уровня всегда встречают восторженно, но во вторник в зале филармонии творилось что-то особенное. При появлении великого маэстро зал встал и устроил овацию любимому артисту. Более того, стоя аплодировали зрители после каждого номера. На моей памяти такой чести не удостаивался еще никто.

Конечно, на концерте было чем восхититься. Высочайший исполнительский уровень Национального филармонического оркестра России знают на всех континентах. Программу открывала сюита Эдварда Грига, написанная к драме Ибсена «Пер Гюнт». Завершающее сюиту произведение «В пещере горного короля» можно назвать хитом классической музыки. В финале темп игры сильно нарастает. Скорость и слаженность игры музыкантов НФОР потрясли публику и вызвали самые горячие аплодисменты.

Затем прозвучал уже упоминавшийся фортепианный концерт норвежского композитора. Во втором отделении слушатели замирали от необыкновенной красоты «Серенады для струнных» Петра Ильича Чайковского.

То, что творят музыканты прославленного оркестра, плохо поддается логическому объяснению. Это и впрямь больше похоже на волшебство. Случайно услышал, как моя соседка в антракте обменивалась впечатлениями с подругой: - Так вот как это должно звучать! Только теперь поняла. Сколько раз я слышала разные записи «В пещере горного короля», все было не то. Здесь все совсем по-другому. Очень красиво!

Охотно соглашусь. Наверное, можно назвать исполнение любой музыки НФОР в дирижерской трактовке Владимира Спивакова эталонным.

Все были уверены, что в финале концерта не обойдется без номера на бис. Так и случилось. Владимир Теодорович сам объявил «Венгерский танец» Чайковского. Но и этим дело, к счастью, не закончилось. Энтузиазм публики, да, похоже, и музыкантов совсем не иссяк. Оркестр сыграл еще и «Русский танец» также Петра Ильича, а уж совсем бомбой стал изумительной красоты вальс Арама Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад».

Около четырех минут продолжалась финальная овация. Незабываемый праздник музыки организован в рамках программы Министерства культуры страны «Всероссийские филармонические сезоны», фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» (12+). Также поддержку гастролям в Заполярье оказало правительство области.

Помимо выступления во вторник у Национального филармонического оркестра запланировано еще два концерта на Кольской земле. Один в Североморске, а завершит гастроли вновь выступление в мурманской филармонии. «Все билеты проданы» - этот аншлаг уже давно вывешен на афишах, сообщающих о приезде Спивакова и блестящего музыкального коллектива. Правда, у жителей нескольких городов нашего края есть возможность посмотреть концерты в режиме онлайн. Видеотрансляция из зала областной филармонии ведется в виртуальные концертные залы, оборудованные, в частности, в Апатитах, Мончегорске, Полярном.

В общем, прав Владимир Теодорович: по живым выступлениям соскучились и артисты, и зрители. Поэтому слова об энтузиазме музыкантов - не просто фигура речи. Многие оркестранты играли с улыбкой на лице - это было прекрасно видно. Очень здорово, что эта встреча наконец состоялась. И оттого, что была она такой долгожданной, получилась очень теплой, искренней и душевной.

Источник: Игорь Катериничев, "Мурманский вестник" от 30.09.2021

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *