(Русский) “РГ”: Мультимедийный проект в зале “Зарядье”

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В концертном зале "Зарядье" Национальный филармонический оркестр России (под управлением Владимира Спивакова) представил с дирижером Арсентием Ткаченко программу музыки "моря". В программу вошли сочинения Мендельсона (увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера"), Дебюсси (три симфонических эскиза "Море") и редкость в российской афише - "Морская симфония" британского композитора Ральфа Воана-Уильямса.

Фото - Лилия Ольховая

Надо заметить, что сам выбор дирижером сочинений из достаточно обширного реестра "морских" партитур был интересен не только в музыкальном, но и в философско-культурологическим аспекте. Драматургия концерта выстраивалась от кельтских "оссиановских" аллюзий мендельсоновской партитуры к изысканной "морской" колористике Дебюсси в эстетике французского импрессионизма и к масштабному "метафизическому" сочинению Воана-Уильямса, охватывающему целостный морской и цивилизационный пейзаж. Партитуру британского композитора вдохновляли морские стихии: штормы, волны, лунные пейзажи, образы кораблей и флагов, народов и стран - из поэзии Уолта Уитмена ("Листья травы"), на которую положена музыка симфонии, на его философию поэта-мудреца, чей главный постулат - "доверие к миру".

"Морскую симфонию" Национальный филармонический оркестр представил в мультимедийном формате с видеорядом из живописи Айвазовского, Бенуа, Боголюбова, Куинджи, Щедрина и других (из фондов Русского музея и Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского). Самое крупное симфоническое полотно Воана-Уильямса (написано в 1909 году), от которого, к слову, вел отсчет английский музыкальный ренессанс ХХ века, прозвучало с масштабом "партитуры универсума" - величественно, монументально, подобно финалу бетховенской Девятой или Восьмой Малера. В исполнении симфонии были задействованы "Мастера хорового пения" под руководством Льва Конторовича, солисты сопрано Анна Аглатова и баритон Игорь Подоплелов, отлично вписавшиеся в общий патетически-приподнятый тон симфонии, а также орган, партию которого исполнила титульная органистка "Зарядья" Лада Лабзина. Столь масштабную звуковую махину Арсентий Ткаченко координировал внятно, ясно, точно выстраивая баланс всех оркестровых и исполнительских групп.

Начиная от "Гебрид" Мендельсона, где оркестр звучал сурово, передавая образ гулкой пещеры в скалах, а затем набирал звучность геройской битвы кельтов - с трубами, ударами, мощной динамикой, затем - проводя через красочную симфоническую материю "Моря" Дебюсси, исполненную НФОР добротно, но сдержанно по колористике, без привычных импрессионистских "мерцаний" и "бликов", дирижер подводил к ключевой партитуре программы - "Морской симфонии". В интерпретации ее ощущалось воодушевление всех музыкантов, которые, казалось, на пределе эмоций, а не только исполнительских сил, передавали оптимистический посыл партитуры, звучавшей как музыка "жизни", как гимн морю, в котором, согласно поэзии Уолта Уитмена, плавают корабли под флагами разных стран, где все люди равны перед морской стихией, где все человечество - это дети Адама и Евы, которые должны объединиться ради будущего под "духовным флагом". И сегодня эти смыслы звучали совсем не метафизически.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *