Владимир Спиваков: «Мои родители подарили мне сердце, любящее людей…»
Интервью Владимира Спивакова на пресс-конференции перед концертом в Красноярске (в рамках федерального проекта «Всероссийские филармонические сезоны»), 2010 год.
- А стратегия моя проста, - с улыбкой говорит Владимир Теодорович. - Раз мы Национальный филармонический оркестр, то в первую очередь должны выступать в своей стране, в России. Для примера - Национальный филармонический оркестр США, они вообще не любят выезжать, играют почти только у себя. У них высокие зарплаты, прекрасные инструменты. А если едут на гастроли, то только при поддержке либо частных спонсоров, либо государства.
Таким образом государство показывает лишний раз своё мировое влияние, подтверждая линию на мировое господство, которое осуществляется по всем направлениям - от того, что президент США кормит нашего президента гамбургерами, и заканчивая зарубежными поездками их ведущих коллективов. Но мы не хуже! Западная пресса восторженно писала о нас ещё тогда, когда оркестру было только четыре года и мы совершили турне по Америке.
Американцы удивлялись - как это можно за четыре года создать такой оркестр! Наш оркестр был создан по воле Владимира Владимировича Путина, по его указанию, и я считаю, что выполнил данное ему обещание - создал оркестр мирового класса. Говоря о поездках по России, Владимир Спиваков подчеркнул, что подобные туры - обычная для него практика.
- Я с удовольствием играю в России, с удовольствием посещаю самые дальние уголки, мне (и, надеюсь, всему оркестру) это приносит радость. Во время таких гастрольных концертов оркестр сплачивается, ведь сцена - это лучший учитель.
Отвечая на вопрос о мотивах своей разносторонней благотворительности, маэстро признался, что желание помогать страждущим перешло к нему от родителей - отца-фронтовика и матери-блокадницы:
- Это они подарили мне сердце, которое любит людей... После того как распался Советский Союз, я себя спросил - что конкретно я могу сделать? Я же понимал, что при таком страшном политическом землетрясении будут страдать самые уязвимые сегменты человеческого сообщества - старики и дети. И семнадцать лет назад был создан фонд (Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова), которым я горжусь... Может быть, это вообще лучшее, что я сделал в своей жизни. Более десяти тысяч детей получили бескорыстную поддержку - это и инструменты, и мастер-классы, и даже медицинская помощь. Проведены 94 медицинских операции, и за каждым случаем стоит судьба человека.
Благотворительный характер носят и открытые репетиции, каждая из которых по сути является вторым концертом. На такие репетиции приглашаются дети и ветераны, люди, не имеющие возможности приобрести билеты.
- Для меня очень важно проводить такую работу, - говорит Спиваков, - чтобы ущемлённые природой люди не чувствовали себя на обочине жизни. Музыка должна принадлежать всем, кто хочет её услышать.
Рассказывая о своих учителях и наставниках, маэстро с особой благодарностью вспоминает Юрия Янкелевича, обучавшего его игре на скрипке в Московской консерватории, Давида Ойстраха, у которого он занимался там же в качестве вольнослушателя, и Леонарда Бернстайна, учившего его в США дирижёрскому искусству. В конце обучения Бернстайн подарил ему свою дирижёрскую палочку, с которой Спиваков не расстаётся:
- Палочка Бернстайна всегда со мной!
На открытой репетиции Спиваков отшлифовывал с музыкантами Первую симфонию Рахманинова, которую собирается через несколько дней сыграть в Москве:
- Я никогда его не играл, это сочинение очень редко исполняется. Внук Рахманинова меня попросил, чтобы мы исполнили эту симфонию, потому что при первом исполнении, которым дирижировал Глазунов, она провалилась. Рахманинов очень переживал это, впал в депрессию, признавался, что "сидел на хорах, заткнув уши - и от ужаса убежал, потому что не узнал своей музыки..."
По материалам РГРК «Голос России» от 27 октября 2010