Владимир Спиваков на пресс-конференции перед открытием концертного зала Новосибирской филармонии
Государственный концертный зал имени Арнольда Каца открывается вечером 11 сентября концертом Вадима Репина и Новосибирского симфонического оркестра под управлением Владимира Спивакова. Маэстро поделился с журналистами своими впечатлениями о новом зале, отметил недоработки и обратился к губернатору.
«Я хочу поздравить всех с тем, что, наконец, в Новосибирске такой замечательный зал. Есть некоторые вещи, конечно, которые требуют доработки, это касается акустики, но в целом я считаю, что это колоссальный подарок городу, жителям. Я очень счастлив, что мне предложили открыть этот зал вместе с Вадимом Репиным, которого я очень люблю, уважаю глубоко. И сегодня это действительно событие для Новосибирска, для всей Сибири.
Я много залов открывал, и не только в России, и не только в Советском Союзе, и за рубежом, и в Америке в том числе. Что касается вашего зала: вот Вадим [Репин] сказал о том, что Новосибирский симфонический оркестр находился в тяжелейших условиях, но, как вы знаете, «Виртуозы Москвы» тоже начинали свои репетиции в кочегарках, в пожарных помещениях, через все это прошли. Но, наверное, сопротивление нужно, чтобы в конце испытать настоящую подлинную радость, потому что радость без страдания не бывает. Две вещи я бы хотел пожелать. Оркестр действительно в чудесной форме, замечательный оркестр, один из лучших в стране, отвечаю вам, и работать с ним в эти дни было большим удовольствием для меня. Надеюсь, что и для оркестра.
Теперь нужно подумать о том, чтобы оркестр оснастить хорошими инструментами, потому что это российская беда, особенно струнные инструменты. Духовые можно купить, они производятся сегодня, и технология инструментов ушла далеко, и можно приобрести спокойно совершенно чудные валторны, ударные установки и так далее. Что касается струнных – это проблема большая. То, что у нас есть – это в плачевном состоянии или просто фабричные инструменты, на которых такой оркестр не должен играть. Поэтому я через вас обращаюсь к губернатору [Новосибирской области Василию Юрченко], чтобы он выделил какие-то средства, для того чтобы можно было приобрести именно струнные инструменты. И я готов помочь, и Вадим [Репин] наверняка, инструменты ведь надо выбирать. Вот Национальному филармоническому оркестру я выбираю все инструменты.
И второе: нужно, конечно, доработать будет акустику, потому что здесь сложности есть, это всегда бывает так при строительстве современных залов. И у нас в России нет такого опыта. В течение 10 лет я пытался как-то улучшить акустику Светлановского зала в Московском международном доме музыки. И вот только с приходом Сергея Семеновича Собянина мне удалось уговорить его взять американскую компанию, человека, который получил пять «Оскаров» за акустический инженеринг, который приехал со своей командой, и наконец там мирового уровня акустика. Здесь нам пришлось корректировать [звук] другими способами, чтобы вы были довольны концертом.
Очень трудно вначале наполнять зал публикой, всё должно быть намолено, так сразу не придешь и не получишь то духовное единство с совершенно новым местом. Но думаю, что ориентиры очень правильные. Когда-то я приехал на фестиваль венской музыкальной недели, накануне первой репетиции одна женщина, графиня, меня повела показать замечательный золотой зал, привела наверх и сказала совершенно неожиданную фразу, которую я запомнил на всю жизнь, и которая, в общем-то, теперь нашла свое воплощение и в Московском Доме музыки.
Она сказала следующее: «Владимир, я сидела здесь со своей бабушкой, когда была маленькой девочкой, в этой ложе, это наша ложа была». Понимаете?... Какая здесь преемственность поколений! Я желаю, чтобы так случилось и с этим залом: чтобы те люди, те дети, которые сюда приходят, чтобы они потом, вырастая, могли сказать: «А я со своей бабушкой была здесь на концерте Вадима Репина», например».