Пчелы Баха. Интервью Владимира Спивакова «Российской газете»
Свой VII Музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» маэстро посвятил 10-летнему юбилею Национального филармонического оркестра России (НФОР). Среди гостей фестиваля были оркестр Капитолия Тулузы, Жан Ив Тибоде, Рено Капюсон, Эмманюэль Пайю, Притти Йенде и мн. др. Владимир Спиваков ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты»:
Ваш фестиваль старше Дома музыки, где он проводится. Повлияла ли история фестиваля на популярность этой концертной площадки?
Владимир Спиваков: Конечно! Люди интересуются, многие покупали на этот фестиваль целый абонемент. Хочу даже сказать, что публика спасла его от финансового краха, потому что в отличие, скажем, от Пасхального фестиваля на мой фестиваль министерство культуры и город выделяют очень скромные средства. А привезти именитых артистов, разместить их, накормить, уважить (у звезд свои привычки и принципы) не так просто.
- Вы всегда говорите, что на вашем фестивале «все строится на личностях». Почему?
Владимир Спиваков: Я действительно выбираю тех, кого глубоко уважаю. Очень счастлив, что на концертах побывало много молодежи.
Какие еще события создают престиж Дома музыки?
Владимир Спиваков: Если посмотреть репертуар, скажем, Линкольн-центра в Нью-Йорке, то можно увидеть, что наша программа не хуже, мы в этом отношении вполне на мировом уровне. В Доме музыки проводится огромное количество детских и благотворительных концертов, что для меня вообще является линией жизни.
Известно, что при помощи московских властей недавно вам удалось провести акустическую реконструкцию Светлановского зала.
Владимир Спиваков: Новая акустика резко изменила ситуацию. Установка американской системы акустического инжиниринга Constellation была сделана Джоном Пиллоу, который уже делал это в Лос-Анджелесе, в Бирмингеме, в Сиэтле, и даже в Сингапуре. Все музыканты высоко оценили акустику! Хочу поблагодарить Сергея Семеновича Собянина и тех, кто дал возможность это сделать. Теперь Дом музыки можно называть визитной карточкой Москвы.
Московское правительство поддерживает многие крупные культурные проекты, в том числе и строительные: например, построен Театр Наций... А вот, обещанного городу завершения стройки «Геликон-оперы» так и не случилось? Там опять все стоит.
Владимир Спиваков: Я с большим уважением отношусь к Дмитрию Бертману и к его театру «Геликон-опера». И я совершенно убежден, что все будет в порядке. Если Собянин пообещал, то он сдержит свое слово, это точно.
На вашем фестивале звучали редко исполняемые произведения. По какому принципу вы их выбрали в афишу?
Владимир Спиваков: У нас много «потерянных» выдающихся произведений. Их можно восстановить, если знать об их «отсутствии». Например, мы исполнили раннее произведение Витольда Лютославского - «Концерт для оркестра». Этим сочинением когда-то восхищался Шостакович, и не зря. Нечасто в наших залах и музыку Арво Пярта услышишь.
Вы с оркестром исполнили его сочинение «Если бы Бах разводил пчел»! Как понимаете такой "message" современного композитора?
Владимир Спиваков: Переводя на современный язык, можно сказать о суете жизни. Те же чиновники суетятся, посылают бесконечные бумаги, мне, в частности, от министерства образования, от министерства культуры. Часто эти бумаги ненужные, неталантливые. Суета сует. И если внимательно слушать сочинение Пярта, то там, в конце, звучит стройный хорал, т.е. настоящее остается! Как сказал Гете, «истина принадлежит человеку, а заблуждение - его эпохе».
Вы много ездите по стране. Какое впечатление у вас складывается: меняется ли культурная ситуация?
Владимир Спиваков: Мы ездим с концертами не только по России, но и бываем в бывших республиках, где имеются представительства моего фонда. Очень важно то, что культурное поле как-то удалось сохранить, не разорвать его. И, конечно, у нас есть прекрасные театры, замечательные театральные режиссеры... Но сейчас, как я думаю, время исканий. Все ведь сразу быть не может.
По материалам «Российской газеты» от 13 декабря 2013