Десять лет вместе. Завершился VII Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…»
Программа блистала звездными именами: первая флейта Берлинского филармонического оркестра Эммануэль Паю, победительница конкурса «Опералия» сопрано Притти Йенде из ЮАР, австрийский контратенор Макс-Эмануэль Ченчич… «Для меня важно не количество концертов, а возможность показать в Москве то, что люблю я сам: что-то новое, разнообразное по жанрам и стилям, уникальное, талантливое», — так сформулировал драматургию фестиваля его худрук Владимир Спиваков.
Маэстро посвятил полуторамесячный марафон 10-летию Национального филармонического оркестра России. Музыканты с честью выдержали «экзамен», уверенно проведя 7 из 11 программ. Для оркестров Владимира Спивакова не существует репертуарных барьеров, публика могла выбирать: слушать ли ей итальянцев XVII столетия в исполнении «Виртуозов Москвы» или Шостаковича и Лютославского в трактовке НФОР.
После запоминающихся концертов выдающихся барочных певцов Чечилии Бартоли и Филиппа Жарусски, украсивших начало сезона, приезд Ченчича ожидался с особым интересом и даже любопытством: что необычного предложит контратенор, столь же высоко котирующийся на Западе. Московский дебют слегка разочаровал: возможно и потому, что гость оказался не в блестящей вокальной форме, «берег» голос, лишь изредка одаривая слушателей красивыми полнозвучными фразами в ариях Генделя, Скарлатти, Вивальди. Но даже не в этом дело: у Бартоли и Жарусски складывался потрясающий контакт с залом, а Ченчич пел, не отрывая глаз от нот, словно на записи саундтрека. Так что в иных случаях аккомпанементы «Виртуозов Москвы» оказывались более захватывающими, оттягивая внимание на себя.
Нынешний сезон явно проходит под «знаком Бетховена». Причем играют его циклами, так, чтобы люди проникли в глубину всех девяти симфоний — так поступил Венский филармонический оркестр. Или оценили пять фортепианных концертов композитора: в октябре они прозвучали в исполнении австрийского пианиста и дирижера Рудольфа Бухбиндера с ГАСО России.
В Светлановском зале те же пять концертов в два вечера представил пианист Джон Лилл вместе с НФОР под управлением Владимира Спивакова — лучшего финала фестиваля и придумать нельзя. Пять жемчужин в бетховенском наследии показывают, как мужал гений композитора, как менялось его понимание самого жанра: от состязательности в первых образцах до инструментальной драмы в Пятом «Императорском» концерте. Сравнивая игру Лилла с только что состоявшимися исполнениями — добавим к перечисленному интерпретации Валерия Афанасьева (Второй концерт) и Ефима Бронфмана (Третий концерт) — с удовольствием заметим: британский гость сумел найти «золотую середину», не увлекаясь брутальными трактовками, но и не впадая в психоделический транс.
Его интересовала многомерность музыки Бетховена — ее героизм, мечтательный идеализм, страстный пыл и даже мистические озарения. Лилл, следуя изгибам бетховенской фантазии, смог выразить все богатство идей: наверное, поэтому слушать его было необычайно интересно. Умудренный опытом Лилл не стеснялся шаловливых тем финала Первого концерта, демонстрируя по-юношески проворную беглость пальцев. Но главными событиями становились медленные части, где при возвышенной патетике речи пианист удачно избегал как излишнего пафоса, так и преувеличенной интимности.
Музицируя, дирижер и солист наслаждались взаимностью во взглядах на музыку Бетховена. Мимолетные улыбки и кивки Спивакова в сторону пианиста излучали доброжелательное ободрение и вселяли уверенное спокойствие в оркестр, подтвердивший и на этом фестивале свое реноме одного из лучших российских коллективов.
По материалам газеты «Культура» от 12 декабря 2013 (автор – Евгения Кривицкая)